В конце марта компания «НК СтройМастер» получила разрешение на ввод двух подъездов одного из самых масштабных и длительных проектов — «Нарымского квартала». По генплану эти подъезды — первый и второй, девять компания построила раньше, еще двенадцать и три большие парковки рассчитывает сдать в ближайшие три года. При этом огромный дом-квартал «СтройМастер» неспешно строит уже 14 лет. Как живется на вечной стройке и почему когда-то прорывной и технологичный проект до сих пор не завершен, выяснили журналисты НГС.
31 марта мэрия Новосибирска выдала компании «НК СтройМастер» разрешение на ввод двух подъездов проекта «Нарымский квартал». По генплану они — первый и второй, но до их сдачи прошло без малого 14 лет.
За эти годы компания смогла построить 11 из запланированных 23 секций огромного дома-квартала. Сейчас в нем 771 квартира, 192 — в новых подъездах, разделенных длинной аркой. Напротив нее — точно такая же, поэтому вход во двор при и без того сильном весеннем ветре напоминает проход по аэротрубе. По генплану таких арок будет еще три.
Аналитик рынка недвижимости Сергей Николаев вспоминает, что первые сваи здесь начали забивать в мае 2007 года: тогда уже были построены дома «СтройМастера» на улице Галущака, но на этом берегу 1-й Ельцовки царил частный сектор. С тех пор вокруг успели вырасти новые жилые комплексы, но большой квартал, «город в городе», как его презентует сам застройщик, так и не закончен.
Общая площадь квартала должна составить 120 тысяч квадратных метров — 1,5 тысячи квартир и почти 7,5 тысячи квадратов инфраструктуры. Сегодня в здании, по данным 2GIS, работают 73 компании. Здесь есть всё: от привычных для новостроек салонов красоты до центра ремонта и салона мебели — чтобы новоселам не нужно было далеко ходить.
Большинство жителей и дольщиков говорят, что эта концепция «у нас есть всё» их и привлекла, привлекает и сейчас.
— Идея нравилась изначально, место неплохое, — говорит дольщица недостроенной секции Светлана. — Когда достроят, хорошо будет: «Бахетле», площадь Калинина недалеко.
Квартиру в «Нарымском квартале» Светлана ждет уже пять лет, срок сдачи ее подъезда переносили несколько раз, сейчас обещают сдать в 2022 году. Квартиру она покупала для сына, сейчас у нее уже растет внучка. Светлана рассказала, что периодически приезжает из своего Октябрьского района посмотреть на стройку и заметила, что в последний год работы пошли активнее: «наверное, как-то профинансировали их».
— Самое плохое, что продать нельзя, хотя и строится, потому что у дома плохая слава, — посетовала женщина. — И цены очень низкие даже на готовые квартиры, потому что на стройке жить никто не хочет.
Тем не менее на этой стройке живет немало людей. Елена рассказала, что переехала сюда в 2015 году — купили уже готовую квартиру в одной из первых сданных секций. Выбрали «Нарымский квартал» из-за места: развязка хорошая, рядом зоопарк. С тех пор семья Елены наблюдает, как стройка то возобновляется, то притормаживает.
— Стройка идет периодами, мы даже не удивляемся уже, — говорит Елена. — Все жильцы надеются, что когда-то это всё закончится, мы только ждем, нам ничего не остается. Конечно, не очень комфортно в таких условиях жить, эта стройка бесконечная очень утомила. Но мы уже привыкли, честно говоря. Кто-то уже переезжает, не выдерживает такого ритма бесконечной стройки. Хотелось бы, конечно, чтобы поскорее всё закончилось. Но застройщик постоянно меняет сроки.
Сама Елена говорит, что переезжать не планирует, но стройка мешает: прежде всего, шум от нее и пыль. Пока мы разговариваем с жителями, то возобновляет работу, то затихает сваебойная машина, и, чтобы услышать друг друга, приходится повышать голос. Евгений, владелец «однешки» с видом на центр, говорит, что так в 09:00 начинается каждый день, и смеется, что для него это дополнительный будильник.
Евгению повезло: свою квартиру он получил в 2014 году уже через два месяца после покупки.
— Просто совпало. Тут оставалась буквально одна квартира в продаже в секции, которая сдавалась через два месяца, и я что было, то и забрал, — рассказал он. — Соседи говорят, что строили ее около шести или восьми лет. Я два месяца ждал, кто-то шесть лет.
Помимо свай из двора, по словам Евгения, отлично слышно соседей: стены между квартирами из пеноблоков, и, если разговаривать в полный голос, все вокруг будут в курсе, о чем разговор. Но главный минус для него как автовладельца — отсутствие парковок. Даже в середине рабочего дня двор полон машин.
— Сейчас одно парковочное место есть — это чистая случайность. И это не то что кто-то приехал, жильцы не могут поставить. На ночь коммерческого транспорта тут не остается, а парковочных мест нет. Если сюда приехать к 23:00, то можно ехать в соседний двор парковаться.
По генплану в «Нарымском квартале» должно быть три многоуровневых паркинга: два подземных, под двором, один подземно-наземный за периметром дома, рядом с «Бахетле». Из-за строительства парковок до конца прошлого года у огромного дома фактически не было двора: только островок с игровым комплексом рядом с кирпичной подстанцией и небольшой кусочек с качелей с другой стороны.
Большую часть детской площадки, говорит Елена, открыли осенью, но она недовольна: покрытие щебеночное, детских сооружений мало, а детей в доме на уже 700 с лишним квартир — много. Татьяна Михайловна рассказала, что часть квартир в доме, похоже, выкупили представители армянской диаспоры — армян часто можно встретить в подъезде или во дворе.
— Его иногда называют «армянский дом». Мне еще коллега, когда узнала, что моя дочка купила в этом доме, сказала, потому что у нее знакомый армянин тут живет, — улыбается Татьяна Михайловна. — Человек, у которого мои дети купили, тоже армянин — видимо, у него была еще квартира, а это было вложение денег.
По словам женщины, ее дочь и зять выбрали «Нарымский квартал» из-за соотношения цена — площадь — качество: в квартире был очень хороший ремонт, а площадь «двушки» — почти 90 квадратов. В свое время технология «куб 2,5», по которой строили этот дом, была передовой, вспомнил Сергей Николаев: она позволяла строить квартиры свободной планировки. Правда, тут же добавил он, периодически в планировках посреди комнаты появлялась колонна.
Концепция замкнутого «дома-квартала» в то время тоже была новшеством, но Татьяна Михайловна и Евгений оценили ее скептически: слишком высокий получится колодец.
— Мне, честно сказать, не нравится тип застройки, потому что практически солнца не бывает. Сейчас с той стороны достроят дом, и всё будет закрыто. Это неправильно, мне кажется, — рассуждает Татьяна Михайловна.
Евгений говорит, что, когда периметр дома замкнется, наверное, переедет.
— Я думаю, стройка здесь будет еще года четыре, а когда они замкнут дом, я, наверное, продам квартиру: не хочется смотреть в замкнутое пространство. Так-то был хороший вид, пока боковые секции не стали пристраивать.
Сейчас завершение проекта планируют на конец 2024 года: последним этапом указана парковка. Последними жилыми секциями должны стать центральные подъезды со стороны «Бахетле» — их по плану обещают достроить к концу 2023 года. Но эксперты не верят, что у застройщика хватит ресурсов.
— Есть большие сомнения в конечной экономике этого проекта. Если там всё продать, далеко не факт, что хватит денег, чтобы всё построить. Там темпы продаж опережают темпы строительства, а с учетом того, что себестоимость растет, причем очень сильно, особенно в этом году, то возникают вопросы. Поэтому, собственно, они и тормозят, — считает Сергей Николаев.
Со стороны Нарымской на стройке висит огромный баннер со стоимостью квартир от 1,6 миллиона рублей, на сайте цены в зависимости от секции варьируются от 65 до 81,7 тысячи рублей за квадрат. Дороже всего — в студиях на улице Нарымской, которые по плану должны сдать в конце 2022 года: квартиру площадью 29,6 квадратного метра можно купить сейчас за 2,4 миллиона рублей.
Эксперт рынка новостроек Владимир Дергачёв говорит, что такие цены сегодня скорее настораживают, чем привлекают, а время, когда проект был «бомбой» на рынке, уже упущено.
— Вообще, это место какое-то несчастливое, пересечение Дуси Ковальчук и Нарымской-Плановой. Там сегодня сконцентрированы три долгостроя: «ИнтерПоток» (дом на улице Дуси Ковальчук, строение 242. — Прим. ред.) и «Рик» (ЖК «Покровский» на Дуси Ковальчук, строение 242/1. — Прим. ред.). Такая шикарная локация, которая с каждым годом всё лучше становится, и тем не менее имеем то, что имеем, — говорит Владимир Дергачёв.
По его мнению, застройщик до сих пор не оправился до конца от кризиса 2008 года. Он тогда больнее всего ударил по самым крупным компаниям. В их числе оказались и все новосибирские строители-Коноваловы: «ПТК-30» выплыть не смогли, а «СтройМастер» вскоре после этого разделился на два. Часть юрлиц под управлением Веры Коноваловой с тех пор построила, например, жилые дома на улице Вавилова и ЖК «Молодежный» возле «Сибирского Молла».
«НК СтройМастер», который ведет «Новосибирский квартал», долгое время напрямую принадлежал Евгению Коновалову (уставшие ждать дольщики проекта даже присудили ему специальную обидную премию). Сегодня компанией, по данным «Контур.Фокуса», через ООО «Крепость» и кипрскую Millstep Limited владеет его сын Максим. Евгений Коновалов не ответил на звонки журналиста НГС.