Ровно год назад утром 12 сентября самолет «Уральских авиалиний», который летел из Сочи в Омск, неожиданно приземлился в новосибирском поле недалеко от небольшого села Московка. Местные вспоминают, что огромный авиалайнер даже и не заметили: поняли, что что-то произошло, когда в поле понеслись пожарные машины. Сейчас самолет, к которому до сих пор приезжают туристы, потихоньку начали разбирать, а жители признаются, что у них забрали надежду на развитие села. НГС побывал в поле спустя год и пообщался с убинцами: многие хотели бы, чтобы лайнер остался — может, тогда у них появились бы связь и магазин.
Громадину разбирают
Самолет, простоявший в поле год, начали разбирать совсем недавно. Видимых изменений пока нет: убрали только кресла из салона. Когда журналисты оказались на месте посадки, рабочие сливали керосин.
Добраться до лайнера из-за затяжных дождей можно, только проехав на спецтехнике или внедорожнике. Если нет ни того, ни другого, то от дороги придется идти примерно 2 километра по грязи, перепрыгивая лужи и шагая по вспаханной год назад земле, то и дело проваливаясь в грязь и соскальзывая в лужи.
С каждым шагом самолет становится все ближе. Кажется, действительно стоит преодолеть такой путь, чтобы увидеть замершую громадину в непривычном месте. Не каждый день увидишь лайнер, стоящий в поле. За год почти ничего не изменилось: вокруг места посадки все также стоит забор, рядом — вспаханная год назад земля и рабочие, которые сидят на цистерне, ожидая специалистов авиакомпании.
— Год назад мне сказали, что сел самолет, а я не дома был. Звоню жене, спрашиваю, а она в ответ: «Не, картошку копаю, я ничего не слышала», — вспоминает один из них.
Поле из-за севшего самолета использовать нельзя, за это «Уральским авиалиниям» пришлось выплатить ущерб колхозу имени Ленина — 200 тысяч рублей. На время простоя авиакомпания также арендовала землю, и вокруг самолета ничего не высаживали. Сколько денег в итоге получил колхоз, рабочие не знают.
— Говорят, колхоз получил несколько сотен тысяч рублей, но сколько именно, обычным работягам не докладывают, — объясняют местные.
Авиалайнер также почти не изменился: кажется, что он сел совсем недавно. За забором разбили небольшой городок, там появились стремянки, чтобы можно было забраться внутрь самолета. Важные части лайнера и окна закрыли специальной пленкой — как говорят местные, «облепили фольгой, чтобы сверкал поярче».
Все это время лайнер буквально простоял законсервированным — двери открыли лишь тогда, когда начали разбирать салон. Десятки кресел, вспоминают местные, вывезли пару дней назад.
Как объясняли в авиакомпании, одни запчасти от самолета планируют использовать в дальнейшем и перевезти в Екатеринбург, другие утилизируют. Завершить все работы хотят к декабрю.
На самолете, рассказывают в деревне Московка, работают сотрудники из Екатеринбурга. Жители шутят, что к ним отправили в ссылку самых провинившихся. Приезжать к лайнеру они стали недавно, до этого за самолетом следили охранники из новосибирской компании. Деревенских к работе не привлекают, порой просят помочь довести нужные материалы и подсобить в чем-нибудь, но редко.
Самим сотрудникам «Уральские авиалинии» общаться с журналистами запретили, все вопросы они просят задавать через руководство авиакомпании.
«Ой, где у вас тут самолет?»
Встретить людей на улицах Московки достаточно сложно. Здесь живет порядка 50 человек, из них всего трое детей: двое ходят в школу, одна девочка — в детский сад. Ни одного из учреждений в поселке нет, ребят возят на специальном автобусе до соседнего села Убинское.
Чтобы хоть кого-то найти в маленьком уютном поселке, приходилось заглядывать в огороды, стучать по калиткам и несколько раз проходить вдоль домиков. Жители, которых удалось поймать, охотно делятся воспоминаниями о событиях годичной давности. Правда, рассказывают обо всем уже обыденно.
Одни и вовсе не заметили, как сел самолет, другие помнят пробку от дороги до места приземления. Тогда в поле приехали сотрудники разного рода служб, представители власти и любопытные жители окрестных деревень.
— Как садился самолет, вообще не слышали, у нас тут и так шумно в последнее время было — нефтяники ездили на машинах вдоль деревни. А когда поехали пожарки, машины, автобусы, поняли, что что-то произошло, — рассказывает Николай Петрович.
Татьяна говорит, что 12 сентября работала на огороде. Никакого звука она не слышала, лишь увидела автомобили, которые понеслись в поле. Сами местные, по ее словам, ездили к самолету, фотографировались: когда еще не было забора, можно было подойти поближе, получались отличные кадры. Сейчас уже не так интересно.
В деревню туристы приезжают до сих пор, говорит она, и часто берут с собой детей, чтобы показать самолет.
— Спрашивают: «Ой, где у вас тут самолет?». Я объясняю постоянно, как проехать к нему, — смеется Татьяна.
Были и те, кто из Новосибирска до Московки приезжали на велосипедах.
Владелец домика неподалеку Николай Петрович и вовсе к судьбе самолета относится равнодушно: признается, что сначала было любопытно, но потом интерес пропал.
Версий о том, что сделают с лайнером, было много. Деревенские верили, что он все же взлетит в холода, но самолет остался зимовать. Тогда глава Убинского района заговорил о том, чтобы оставить лайнер в Новосибирской области и превратить его в арт-объект, ходили слухи и о создании кафе. Николай Петрович шутит, что лайнер не смогли оставить в регионе, потому что не договорились о цене с авиакомпанией.
— Туристы бывают часто, надоели, можно сказать, — смеется он. — Если бы кафе открыли, все равно нам в нем не сидеть — цена-то не маленькая была бы, с нашей пенсией куда пойдешь?
Жители мельком делятся и тем, что их небольшая деревня постепенно погибает. У них нет банальной мобильной связи, молодежь уезжает. Работы в поселке тоже нет, да и вообще стоит вопрос о закрытии колхоза имени Ленина, но решение все время откладывают. Татьяна предполагает, что самолет мог бы спасти поселок.
— Было бы хорошо, если бы его оставили именно здесь. Дорогу бы сделали к нему, открыли бы музей или еще что, люди потянулись бы в область, — говорит Татьяна. — Может тогда и деревня зажила бы, развиваться начала.
В Московке нет и собственного магазина: старый больше не работает, ближайший — в Убинском. Раз в неделю приезжает автобус, и жителям приходится набирать полные пакеты, как челнокам, а после тащить все в дом, посетовал Николай Петрович.
Жители Убинского, с которыми пообщались журналисты, лайнером почти не интересуются и смотреть на него не ездят. Некоторые отшучиваются, что самолеты можно и в небе увидеть.
Сидящая у магазина Людмила вспоминает, как в местный дом культуры 12 сентября привезли пассажиров: они радовались, что самолет смогли посадить, и благодарили пилотов, шутили, что кроме Сочи побывали и в Новосибирской области, и хвалили регион за большое поле. Сама Людмила ездила с мужем посмотреть на самолет, а больше всего зрелище понравилось ее сыну.
— Он говорит: «Мама, представь, как повезло, он же и на деревню сесть мог». И ведь действительно повезло. Но пилоты, как я поняла, героями не стали, — говорит Людмила.
Жалко женщине и сам самолет: она считает, что можно было бы придумать другой вариант. Например, вытащить все запчасти, а салон и корпус оставить.
— Сам самолет жалко. Понятно, что это железяка, — говорит Людмила. — Представьте: летал, посадили его в поле, никому не нужен стал. Еще и зиму сибирскую пережил, теперь и вовсе разберут на запчасти.
Ошибка пилотов и поломка самолета
Airbus A320 летел из Сочи в Омск, на борту самолета находились 161 пассажир (из них 23 ребенка) и еще шесть членов экипажа. В пути у лайнера отказала одна из гидравлических систем из-за неполадок в механизме шасси, и пилоты приняли решение лететь в Новосибирск — там взлетно-посадочная полоса длиннее.
Когда самолет летел над Новосибирской областью, топливо закончилось, и пришлось садиться в поле. Местные считают приземление удачным: у Московки земля хорошая, а вокруг — болота.
Правда, по заключению Росавиации, пилоты неправильно определили положение шасси и неверно рассчитали остаток топлива. Несмотря на то, что при посадке не было ни погибших, ни пострадавших, экипаж отстранили от полетов. Чуть позже эксперты установили, что в действиях бортпроводников нарушений не было, и той же осенью они вернулись к работе.
Пилотов Сергея Белова и Эдуарда Семенова отправили в неоплачиваемый отпуск, недавно один из них начал проходить обучение, чтобы вернуться к полетам.
Совсем скоро эпопея с самолетом закончится: к декабрю его обещают разобрать полностью и увезти с поля. Жители Московки признаются, что будут скучать по знаковому объекту, который хоть немного давал им надежду на развитие поселка.
НГС написал десятки публикаций о самолете — все, что о нем известно, читайте в специальном сюжете.