В Новосибирске рассмотрели первое дело, связанное с коммунальной аварией в январе 2024 года и введенным тогда в регионе режимом ЧС. Иск подала прокуратура по жалобам юриста Вадима Третьякова и его соседей: из-за того, что тепла в их доме не было больше 10 дней, заболели дети. Суд постановил взыскать с ООО «НТСК» компенсацию морального вреда в размере более 100 тысяч рублей. Вадим Третьяков поделился своим опытом и рекомендациями, как отстаивать свои права, когда замерзаешь в своей квартире. Далее — от первого лица.
По закону допустимая продолжительность перерыва отопления — не больше 24 часов суммарно в месяц, не больше 16 часов единовременно при температуре воздуха в квартире от +12 °С до норматива, не больше 8 часов единовременно при температуре воздуха в квартире от +10 °С до +12 °С и не больше 4 часов единовременно при температуре воздуха в квартире от +8 °С до +10 °С.
Такие требования установлены «Правилами предоставления коммунальных услуг», они утверждены постановлением правительства. Но очень часто эти требования ресурсоснабжающие организации нарушают, а ответственные лица их игнорируют. Если нарушения происходят, а люди вынуждены жить в холодных квартирах, они имеют право на компенсацию морального вреда. Но чтобы этого добиться, важно документировать нарушения: именно заявитель должен доказать факт нарушения. Если следовать инструкции, все получится.
В первую очередь, если в квартире остыли батареи, следует как можно скорее сообщить об этом в УК и желательно сразу же в ресурсоснабжающую организацию. Для оперативности это можно сделать по круглосуточной горячей линии компании. Звонок желательно записать на видео или аудио — это позволит подтвердить, что спорные факты действительно были.
В разговоре необходимо конкретно проговорить, кто и когда обращается, объяснить проблему и озвучить, с какого момента тепло перестало поступать в жилье. Также нужно попросить устранить проблему и произвести замеры температуры в помещении. Кроме того, сообщение о проблеме полезно передать на сервис ГИС ЖКХ (государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства). Сообщение можно оформить в свободной форме.
Сообщение на сервисе гарантирует фиксацию обращения и предполагает обязательное предоставление ответа. Правда, регистрировать сообщение могут в течение дня.
Дальше представители УК должны прийти к заявителю и замерить уровень тепла в квартире. По результатам замера они должны составить акт, который нужно подписать в том числе заявителю.
Процедуру замера рекомендую тоже фиксировать на аудио- или видеозапись. На случай, если вы не согласны с тем, как специалисты замерили температуру, или недовольны результатами замеров, свои замечания и возражения нужно прописать в этом же акте, и только потом подписать его.
Бывают случаи, когда ответственные лица не приходят на замеры температуры и составления актов — так было и в нашем судебном деле. В таких случаях жильцы могут составить односторонний акт и пригласить на замеры двух соседей. Результаты замеров в каждой комнате нужно записать в акт, а затем всем расписаться в нем. При этом лучше пожаловаться в ГЖИ (Государственная жилищная инспекция) и прокуратуру на сотрудников УК, если те не приходят.
Если тепла все нет, нужно системно повторять описанные действия, желательно раз или два в день. Такой набор несложных действий позволит получить нужную доказательную базу. Дополнительно, если допустимые сроки отключений вышли, нужно пожаловаться об этом в ГЖИ и прокуратуру, и поставить вопрос о привлечении ответственных лиц. Материалы и результаты этих проверок со стороны надзорных органов рекомендую также использовать для обоснования требований жильцов о выплате компенсации морального вреда.
Если во время отсутствия отопления вы простыли и вынуждены были проживать и лечиться в холодной квартире, факт заболевания также нужно зафиксировать. Это можно сделать, только если обратиться к врачу и открыть больничный лист. Представление таких фактов и доказательств повлияет на размер компенсации морального вреда — сумма компенсации увеличится. Также в таком случае человек имеет право претендовать на возмещение расходов на лечение и покупку лекарств.
Далее нужно составить и подать письменную претензию, в зависимости от случая — в теплоснабжающую организацию и/или управляющую компанию, а также приложить собранные материалы. Если претензию отклонили или проигнорировали, пора обращаться в суд с иском о взыскании компенсации морального вреда. К слову, если во время судебных разбирательств заявитель несет судебные расходы, он вправе просить суд возместить их. Суд возмещает эти их в разумных пределах.
Сейчас не существует каких-либо определенных методик точного расчета суммы морального вреда — пострадавший сам определяет размер компенсации на свое усмотрение, руководствуясь своим мнением. С размером компенсации оппоненты могут не согласиться и заявить аргументы в пользу иной суммы.
В конечном же счете ее будет определять суд, учитывая все обстоятельства дела и руководствуясь законом и внутренним убеждением. Если вы не согласны с решением суда, то вправе обжаловать его в вышестоящих судебных инстанциях.
В целом, эта категория споров считается социально-значимой, поэтому суды особенно внимательно рассматривают такие дела. Если факты нарушений граждане зафиксировали как следует, суды преимущественно встают на их сторону.
Ранее НГС писал о том, что больше 100 человек объединились, чтобы засудить СГК. Количество желающих присоединиться к коллективному иску продолжает расти.