Владельцам ячеек в подземном овощехранилище, объединенных в кооператив «Трансмаш», выставили счет на 1,5 миллиона рублей за то, чем они около 30 лет пользовались бесплатно. Истцом в Арбитражном суде выступила мэрия, суд встал на сторону муниципальной власти. Члены кооператива о суде узнали случайно и уверяют, что 30 лет пользовались овощехранилищем без каких-либо особых оплат на основе первоначального договора. Теперь, считают владельцы кладовок в огромном подземном овощехранилище, мэрия хочет изгнать их с этого участка, чтобы отдать его под застройку. Корреспондент НГС Илья Калинин выяснял, что не так в этой истории с кооперативными подземельями для овощей и банок с соленьями.
Что случилось с овощехранилищем
Мэрия требует с членов потребительского кооператива «Трансмаш», которые владеют подземным овощехранилищем по адресу улица Петухова, 69/2, заплатить около 1,5 миллиона рублей за аренду в течение нескольких лет. С таким иском мэрия обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области и 5 апреля 2021 года выиграла его. Данную сумму «Трансмашу» насчитали за аренду с 3 квартала 2016 года по 3 квартал 2020 года вместе с неустойкой.
Члены кооператива рассказали корреспонденту НГС, что узнали о суде случайно и не понимают, за что им надо платить, так как, по их мнению, кооператив «Трансмаш» действует на основании акта безвозмездного и бессрочного пользования от 1987 года.
— На основании этого акта от 1987 года мы вообще непонятно кому и сколько должны платить. А мэрия утверждает, что мы должны платить за аренду на основании договора № 215 от 1993 года, который отменяет действие акта от 1987 года. Но мы о существовании этого договора не знали, честно сказать, — рассказал корреспонденту НГС председатель кооператива «Трансмаш» Сергей Макаров.
В кооперативе предполагают, что все документы, в том числе уведомления — приглашения в суд, возможно, отсылались на адрес завода «Сибэлектропривод», которому в конце 1980-х и выделили в безвозмездное пользование землю под овощехранилища для своих работников и где появился этот кооператив. Но только вот завода уже много лет как не существует. Тем не менее из текста решения суда следует, что договор № 215 якобы сторонами обсуждался.
— Заключая договор аренды земельного участка, стороны согласовали уплату неустойки при просрочке внесения арендных платежей, — сообщается в решении Арбитражного суда. Копия находится в распоряжении НГС.
Чего боятся владельцы «Трансмаша»
В овощехранилище кооператива «Трансмаш» 2000 индивидуальных кабинок. Занято из них примерно три четверти, и большинство владельцев — пенсионеры, которые хранят там картошку и банки с соленьями. Ежегодный членский взнос на содержание подземного помещения — 1500 рублей. А теперь мэрия добавила ежегодную плату за аренду земли — 208 тысяч рублей.
Самое непонятное, заметил Сергей Макаров, куда платить эти деньги и на основании чего? Путаница, по мнению председателя кооператива «Трансмаш», произошла на уровне документов давно и где-то в мэрии.
Дело в том, что, помимо «Трансмаша», существуют еще два подобных кооператива — «Трансмаш-2» и «Трансмаш-7» (третьего, четвертого, пятого и шестого не существует). Они находятся в том же самом месте на Петухова, но это — отдельные объекты. «Трансмаш-2» и «Трансмаш-7» появились намного позже первого кооператива, и вот их деятельность с мэрией была регламентирована как раз на основании платной аренды. Но самое интересное, утверждает Сергей Макаров, что плата за аренду земли двумя другими кооперативами проходит именно по тому же договору № 215. А вот «Трансмаш», заверяет его председатель, не платил мэрии за аренду никогда.
— Но в договоре № 215 фигурирует только «Трансмаш», а не «Трансмаш-2». Это я с материалами дела суда ознакомился и оттуда узнал. <…> Раньше такая информация не всплывала, что кто-то когда-то в соседнем кооперативе оплачивал по какому-то договору. Это только сейчас всплывать начала информация, когда после Арбитражного суда стали расспрашивать старожилов, — сообщил Макаров.
В «Трансмаше» еще опасаются, что мэрия таким образом готовит ликвидацию овощехранилища, чтобы передать этот земельный участок под застройку.
Что говорят в соседних кооперативах
К двум соседним кооперативам — «Трансмашу-2» (1000 кабинок) и «Трансмашу-7» (500 кабинок) — у мэрии претензий нет. Корреспондент НГС также пообщался с председателями обоих кооперативов.
— Нас пока это не затронуло. Но если действительно там [в мэрии] кому-то земля понадобилась, то это всех коснется. Платили ли мы? Конечно, мы оплачивали аренду участка. Но тут вот в чём дело. Если смотреть акт сверки платежей по этому договору (№ 215. — Прим. ред.), то там видно, что платежи поступали до 2014 года. Но эти платежи оплачивали как раз мы — «Трансмаш-2», а договор-то заключен между «Трансмашем» и мэрией. В 1990-е годы. Так что тут вообще ничего не понятно. А нас, получается, в тот момент, когда в декабре 1993 года был заключен договор № 215, физически тогда еще не было. Мы образовались как «Трансмаш-2», и первое упоминание о нашем кооперативе было в 1996 году. То есть мы как юрлицо даже договор такой не могли заключить. Тут вообще такое болото! Без бутылки не разобраться, — недоуменно заметил председатель кооператива «Трансмаш-2» Александр Сидоров.
Договор № 215, уверяет мужчина, единственный на все кооперативы. Сам Сидоров работает председателем «Трансамаша-2» с 2019 года, но за время своей работы не заплатил за аренду ни рубля. Более того, плата по этому договору перестала взиматься с 2015 года. Как уточнил Сидоров, в мэрии много лет проводили расчет неверно: брали с овощехранилища деньги как за аренду наземного объекта, а они же — подземный, что оценивается в меньшую сумму. И в какой-то момент предыдущему председателю в мэрии сказали не платить совсем: просто за все годы накопилась очень большая переплата. А в конце 2018 года пресловутый договор № 215 вообще перестал действовать, потому что был составлен на 25 лет.
— Я ездил в департамент земельных отношений [мэрии], пытался разобраться, кому и по какому договору нам теперь платить. Но меня бортовали все и никто внятно так и не смог ничего объяснить. А потом юристы мне подсказали: а ты зачем бегаешь? Арендодатель же должен составить договор и предлагать его тебе, а ты — деньги платить. Так почему ты их ищешь, а не они тебя? И тут еще вопрос возникает: договор закончился в декабре 2018 года, а на каком основании тогда мэрия начисляет [аренду «Трансмашу»] за 2019 и 2020 год? — недоумевает председатель кооператива «Трансмаш-2».
— Мы тоже платили арендную плату, но потом приостановили: сказали, что у нас переплата. У нас три овощехранилища под одним и тем же договором аренды. Мы строились самые последние. Где-то с 1997 года работаем. А не платим [из-за возникшей переплаты] уже лет семь. А «Трансмаш» никогда не платил, потому что им в советское время выдали эту землю в безвозмездное пользование, — рассказал председатель кооператива «Трансмаш-7» Игорь Мельников, работающий в этой должности с самого начала существования своего кооператива.
Что отвечают в мэрии
В мэрии не смогли объяснить эту запутанную историю. Из списка вопросов, присланных корреспондентом НГС в журналистском запросе, ответили в той или иной степени меньше чем на половину.
В пресс-центре мэрии подтвердили, что 24 декабря 1993 года действительно был заключён договор № 215 об аренде земельного участка (кадастровый номер 54:35:051980:1) кооперативом «Трансмаш», а кооперативы «Трансмаш-2» и «Трансмаш-7» не являлись арендаторами данного земельного участка.
— Задолженность по договору аренды образовалась за период с 3-го квартала 2016 года в связи с изменением размера арендной платы <…> и невнесением арендных платежей. В связи с изменением годового размера арендной платы в адрес арендатора направлялись уведомления. <…> Денежные средства, оплаченные ПК «Трансмаш-2», руководствуясь статьей 313 ГК РФ, учтены по договору аренды № 215 от 24 декабря 1993 года в соответствии с назначением, указанным в платежных поручениях, — сообщили в мэрии.
В мэрии также заверили, что вопрос о возможности проведения торгов в отношении земельного участка, занимаемого овощехранилищем кооператива «Трансмаш», городской властью не рассматривался.
В конце 2019 года НГС рассказал о торгах, на которые мэрия выставила небольшое овощехранилище, расположенное в самом центре Новосибирска.