
Частный сектор по всему Новосибирску внесли в программу КРТ как территории опережающего развития, но некоторым владельцам домов удалось перевести их в зону ИЖС
Программа комплексного развития территорий продолжает пугать жителей частного сектора. Недавно собственники домов у реки 2-я Ельцовка узнали, что их территорию планируют застроить многоэтажными домами. Местные взбунтовались во время публичных слушаний, после чего им назначили встречу с главой департамента строительства и архитектуры мэрии. Власти больше часа обсуждали с жителями градостроительные документы. Как прошла встреча и что делать тем, кто хочет остаться жить в частном доме на территории города, — в материале НГС.
18 лет не относится к ИЖС
Встречу с жителями частных домов, которые попали в зону КРТ на улицах Светлановской, 2-й Светлановской, 1, 2, 3, 4-й Светлановский Тупик, Катодной и Анодной, провели после публичных слушаний по внесению изменений в правила землепользования и застройки. Тогда вопрос КРТ на территории был не основным, а 28 октября представители мэрии посвятили больше часа обсуждению вопроса с жителями частного сектора.

На карте отмечены территории, которые попали в зону КРТ. Дома между ними тоже планируют расселить — там запланирована дорога
В зале собрались порядка 50 человек, между собой большинство из них обсуждали, что не хотят съезжать со своей уютной улицы и ютиться в квартирах.
Ровно к назначенному времени в зал зашел начальник департамента строительства и архитектуры Евгений Улитко. Он представился и попросил провести встречу конструктивно, услышать друг друга и разобраться в проблеме. Жители, заметил он, явно нуждаются в объяснении, почему их территорию внесли в карту КРТ.
«Мы должны понять, чего мы все хотим. Может быть, мы турбулируем на пустом месте, может, чего-то не заметили, и будет классно, если вы нам подскажете», — сказал Евгений Улитко.
Встречу решили разделить на две части: экскурс в историю территории и вопросы собравшихся. Начальник департамента несколько раз подчеркнул, чтобы выступающих не перебивали, а на все вопросы представители мэрии ответят либо сразу, либо чуть позже — письменно.
Рассказ об истории начал Роман Бутко, начальник отдела градостроительного зонирования территорий, объяснив, что с 2007 года в Генеральном плане города территория частных домов была отнесена к многоэтажной застройке.
«Уже тогда городом было определено планируемое развитии территории — реновация. Замещение индивидуальной жилой застройки многоэтажной», — сообщил он.
«А что других мест больше нет?» — не сдержалась одна из жительниц.
В 2021 году, продолжил Роман Бутко, локация была определена как территория опережающего развития, и частный сектор в правилах землепользования и застройки включили в карту границ КРТ. По его словам, это не означает, что завтра придет застройщик и будет расселять жителей — это лишь значит, что город в будущем не видит сохранения ИЖС на этой территории.
«А мы хотим жить на своей земле, почему за нас решают? Мы, может, вообще не хотим в квартирах жить», — заявила на это женщина из толпы.

В зале на встрече с начальником департамента архитектуры и строительства собрались порядка 50 жителей
Роман Бутко, отмечая, что все вопросы и возмущения выслушают позже, продолжил: слушания по Генеральному плану проходили в этом году, жители могли подать свои предложения, но от частного сектора по улице Светлановская замечаний не поступило. При этом то, что участки с домами находятся в границах КРТ, в правах никого не ограничивает: можно строить, реконструировать или продавать дома.
Часть территории, за которую воюют жители, относится к зоне малоэтажной общественно-деловой застройки, часть — к зоне улично-дорожной сети, самая обширная — к многоэтажной жилой застройке. И оказалось, что зонирование установлено еще в 2007 году, почти 20 лет.
До сих пор, по словам Романа Бутко, возмущений от жителей не поступало. Но во время его доклада собравшиеся несколько раз перебивали выступающего, заявляя, что об изменениях и публичных слушаниях их просто не уведомляли.
«Нам дорогу проводили Толоконский и Городецкий (оба были и мэрами Новосибирска, и губернаторами Новосибирской области. — Прим. ред.), это их место рождения. Говорили, что обо всем, что будет происходить, нас будут информировать — ни души, ни звука. У нас были старшие по улице, если бы им кто-то позвонил из администрации, нам бы донесли. Значит вы не проинформировали», — заявила одна из жительниц.
Евгений Улитко предложил поискать данные за 2007 год, если для жителей важно, каким образом проходило оповещение.
«Слушайте, город огромный. Мы должны целыми сутками сидеть, не кормить своих детей, а смотреть ваши законы, которые строгаются буквально через день? Бардак», — высказалась еще одна участница встречи.
«Не доводите, вот реально»
К встрече жители частного сектора подготовились основательно. Согласно их данным, которые зачитал один из них, с 1947 года земельные участки застраивались индивидуальными домами. Многие современные владельцы жилья здесь построили дома в период с 2001 по 2016 годы, и в целом дома в районе не признаны изношенными или аварийными, они подключены к центральным коммуникациям.
Мужчина считает, что теперь никто не станет облагораживать свои участки и вкладывать средства в ремонт. При этом попадание в зону КРТ повлияло на их рыночную стоимость, их стало невозможно продать из-за перспективы сноса. Даже кадастровая стоимость снизилась на 300-500 тысяч. Его слова подтвердил еще один житель: после наложения КРТ налог на землю вышел ниже, чем обычно.
Кроме того, их землю уже предлагают застройщикам. Одна из компаний опубликовала объявление о том, что готова выступить посредником при разрешении вопроса о КРТ: помочь выкупить пару участков у собственников, а после инициировать КРТ от правообладателя — без аукциона.
«Мы к 40 годам только построили свой дом для детей, — эмоционально, чуть ли не навзрыд воскликнула владелица одного из домов. — Почему кто-то решает за меня, где я буду жить? В конце концов, я же не решаю, где вам жить. Не доводите, вот реально».
Евгений Улитко попросил жителей от руки написать претензии к кадастровой стоимости земли, чтобы разобраться, действительно ли она изменилась. Он пообещал также разобраться и с сайтом, где появилось подобное объявление.
При этом строительству запланированной дороги жители не препятствуют, но хотят лишь того, чтобы на месте их домов не появились высотки. Они предложили мэрии обратить внимание на другие участки, в частности, на дома между улицами Есенина и Доватора, и расстраивать в сторону Каргата и Чулыма, оставив частный сектор в покое.
Как выйти из КРТ

Вместе с частным сектором в КРТ попали двухэтажные дома на улице Катодная. Жители частных домов попросили не ставить их в один ряд с многоквартирными
Выслушав возмущения, собравшимся подробно рассказали о градостроительной документации и о том, как им действовать дальше. По словам Евгении Никулиной, директора муниципального учреждения «Институт градостроительного планирования», Генеральный план — первостепенный документ, который касается общего развития территории. Он определяет, где будет жилая застройка, общественно-деловая, производственная и так далее.
Если жители не согласны с документом, необходимо написать заявление с просьбой рассмотреть возможность внесения изменений. Можно составить коллективное обращение, подписать его и определить ответственного, который будет представлять интересы жителей.
Заявление жители должны сдать в канцелярию — их вопрос рассмотрят на комиссии по внесению изменений в Генплан и дадут рекомендацию: рассматривать его на публичных слушаниях или нет. Если на комиссии вынесли отказ по причинам, которые можно изменить, то после этого можно обратиться в комиссию повторно. Внесенные в Генплан изменения автоматически отразятся и в правилах землепользования и застройки, исключив территорию из зон КРТ.
«Концепция была принята с 2007 года, зона была не профильная, ИЖС никогда не планировалось к сохранению. Если вы желаете изменить решение, напишите коллективное письмо. Это путь к действию», — объяснила Евгения Никулина.
Евгений Улитко добавил, что изменения вносят именно в Генплан, чтобы жители не остались в функциональной зоне многоэтажного жилого строительства. Иначе может прийти застройщик, выкупить пару участков рядом и построить свечку в середине частного сектора.
Жителей волновал и вопрос того, что к ним уже подбираются высотки. Сейчас активно застраивают территорию новосибирского промпарка «Экран», высотки строят и в микрорайоне Аэропорт.





















