
Многие новосибирцы нашли время для участия в обсуждении, несмотря на рабочий день
В Новосибирске обсудили проект новой редакции правил землепользования и застройки, которая, в частности, позволяет строить дома выше 100 метров по всему городу — хоть в центре, хоть на окраинах. Эксперты и представители мэрии признались, что для города это «имиджевая история», но горожане подобные изменения в имидже Новосибирска почему-то не оценили. За жаркой дискуссией, к которой добавилось противостояние жителей частного сектора и городских властей с программой КРТ, наблюдала корреспондент НГС.
«Не просто рюшечка»

Выступающим пришлось столкнуться с жесткой критикой
Большой зал администрации Октябрьского района в середине рабочего дня 22 октября заполнился на треть. Обсуждение новых правил землепользования и застройки, которые могут существенно изменить облик Новосибирска, длилось почти пять часов.
Одним из новшеств должны стать уникальные объекты: небоскребы выше 100 м, которые в новой версии документа предложили строить практически по всему городу в зонах ОД-1, ОД-4.3 и Ж-1.
«Это статусные объекты, имиджевые объекты, в первую очередь. Если мы говорим о том, что Новосибирск — это столица Сибири, такие объекты должны появляться у нас», — заявил председатель комиссии по нормативам Общественного экспертного совета при мэре Новосибирска по вопросам градостроительства Алексей Журавков.
Сейчас строительство таких зданий невыгодно застройщикам — в том числе из-за сложностей в согласованиях.
Эксперт уточнил, что площадь квартир в таких домах должна рассчитываться из минимального норматива 40 кв. м на человека — сегодня норма установлена в 30 кв. м на одного человека, но «мельчить не нужно».

Алексей Журавков рассказал о новых требованиях к высоткам от 30 этажей и выше
Также для уникальных объектов (как, впрочем, и для всех остальных новостроек тоже) предложили ввести новую норму по благоустройству придомовой территории. Общую площадь требуемого озеленения она делит на два: половина — чистое озеленение, половина — детская и спортивная площадки. Это нужно, чтобы в будущем не появлялось дворов «без единого куста», пояснил Алексей Журавков.
«И, соответственно, у нас с вами могут появиться в Новосибирске и такие же уникальные 100-метровые гостиницы, что, наверное, более логично», — продолжил он.
Вопрос появления небоскребов в Новосибирске многих участников встречи задел за живое. Первый же вопрос, который возник у слушателей: зачем городу нужны эти махины.
«Объясните мне, как появление вот этой вертикальной доминанты будет способствовать устойчивому развитию? Вам не кажется, что это будет как корове губы накрасили?» — высказался новосибирец Андрей Везнер.
«Ну, если вы называете город Новосибирск коровой…» — оскорбился за город архитектор.
На помощь Алексею Журавкову пришла коллега из зала — директор Сибирского центра содействия архитектуре Татьяна Иваненко.
«Строительство объекта 100+ [метров] ведет за собой развитие строительных технологий. У нас подрядчики прекрасно научились строить здания до ста метров, делают это быстро, качественно. Но как только строительный комплекс выходит за сто метров и выше, ему нужно совершать качественный скачок, — пояснила Татьяна Иваненко. — Это не просто рюшечка — это возможность для роста, начиная с подготовки проекта, проведения экспертизы, [соблюдения] пожарных норм, заканчивая применением стекла».
Активист не был удовлетворен ответом, но риторический вопрос — для людей у нас город или для подрядчиков — повис в воздухе.

Активист предложил развивать индивидуальное жилищное строительство
С предложением вместо небоскребов дать ход развитию индивидуального жилищного строительства — домов, где может жить большая семья, выступил председатель областного Совета отцов Сергей Майоров
«Город вымирает, здесь не рождаются. Сейчас на федеральном уровне разного рода эксперты строительной отрасли утверждают, что строительство так называемых человечейников, многоэтажных домов, — это антидемография. А президент, выступая, говорит, что самая главная задача Российской Федерации — это поднять рождаемость», — напомнил активист.
Еще одна жительница города, Екатерина Скрябина, предложила вместо точечной застройки найти в Новосибирске место для так называемого «сити». В этом с ней согласился и руководитель движения «Искалеченный Новосибирск», член Общественного экспертного совета при мэре Новосибирска по вопросам градостроительства Михаил Рязанцев. И добавил, что допущение может превратиться в тревожную тенденцию.
«В правилах написано сейчас так, что уникальные сооружения [можно размещать] в зонах ОД-1, ОД-4,3 и Ж-1. Они есть как на окраинах, так и в центре — то есть почти везде, где у нас ведется жилищное средство. Я опасаюсь, что если у нас получится успешно построить хотя бы один небоскреб, то дальше пойдет небоскреб за небоскребом. И что мешает в будущем согласовать свечку выше 100 метров на окраине?» — заметил он.
Михаил Рязанцев предложил не оставлять все на самотёк и лучше проработать этот вопрос.
«Начнем работать и, в том числе, с вашим участием мы, думаю, добьемся какого-то позитивного результата», — согласился Алексей Журавков.
Приглашение на Светлановскую

Алексею Нестеркину (слева) на обсуждении пришлось нелегко
Но небоскрёбы были не единственной болевой точкой: в зале собралось множество рассерженных жителей частных домов, попавших под расселение из-за действия программы комплексного развития территорий (КРТ). В частности, с улиц Северной, Анодной, Катодной и Светлановской.
Иметь с ними дело пришлось экс-директору МБУ «Институт градостроительного планирования», главному градостроителю проектной мастерской «Архиград» Алексею Нестеркину.
«Все эти участки, которые мы обсуждаем, не вчера были в генеральном плане выделены как зоны многоэтажной жилой или культурной застройки. Они были в генплане 1969 года, 1988 года, 1996 года», — начал он.
Моментально жильцы стали выкрикивать с мест, что это не так. Эксперту пришлось не единожды повысить голос и просить дать ему договорить.
Обоснованность КРТ на этом участке он объяснил тем, что там и так происходит хаотичный выкуп земельных участков у собственников.
«Итоги такой деятельности мы видим в центре города Новосибирска, в районе метро „Октябрьская“, где посреди частного сектора возникают многоэтажные дома. Далее они начинают создавать неудобства соседям либо выживать их оттуда, понижать стоимость их земельных участков. Для этих целей мы комплексно расселяем всю площадку, застраиваем ее легальными жилыми домами, чтобы точечного освоения здесь не было», — пытался объяснить эксперт, добавив, что шлакоблочные дома в этом районе скоро нужно будет признавать аварийными.

Александр Зотов забросал экспертов и чиновников вопросами
Его аргументы были встречены новосибирцами без особого воодушевления. От имени собственников частных домов на улице Светлановской выступил Александр Зотов. О том, что они попадают под КРТ, жители Светлановской, по его словам, узнали слишком поздно, когда Генплан был уже утвержден.
«Вы хоть знаете историю улицы? Для вас и таких, как вы, стоит стела труженикам тыла на площади Калинина, — кольнул эксперта Александр Зотов. — Наша улица берет название от завода „Светлана“, эвакуированного из Ленинграда. На нашей улице жили и до сих пор живут старики [его работники], а также их дети и внуки. Вы поезжайте туда и посмотрите, там практически каждый дом — это квартира на земле с огородом, с яблонями и елями. Все эти дома откапиталенные, а не аварийные, как вы говорите. А хотите, привезу подарок? У меня остался шлакоблок, на памятник себе оставил — попробуйте его разбить».

Улицу Светлановскую представляли несколько жителей
Он также заявил, что закон о КРТ нарушает права собственников, поскольку выкуп участков будут производить на условиях застройщика в ущерб интересам владельцев земли и домов. Эти опасения понятны: совсем недавно, в 2024 году жители микрорайона Аэропорт столкнулись с подложной экспертизой и были вынуждены оспаривать аварийность своих домов. Александр Зотов сообщил, что все 100 собственников домов улицы Светлановской готовы оспаривать предложение застройщика, если оно их не удовлетворит.
«Не хотят люди, понимаете, нищими становиться, не хотят. И будут суды. Если люди не будут бороться, они потеряют всё», — заверил он.
Ему, правда, напомнили, что суд может назначить экспертизу, по результатам которой цена земли может не возрасти, а упасть. Но встречу с вице-мэром и начальником департамента строительства и архитектуры Евгением Улитко для разъяснения процедуры оценки и выкупа недвижимости на всякий случай пообещали.
30 мая НГС публиковал мнение девелопера о том, когда у метро «Октябрьская» появится небоскреб.




















