На фоне новостей о переходе с единой транспортной карты на «Тройку» новосибирцы узнали еще об одном сервисе — карте жителя Новосибирской области (далее — КЖ). Проект начали внедрять еще в 2022 году, но активно о нём заговорили именно сейчас. Предполагается, что КЖ позволит получать скидку на проезд в общественном транспорте, пользоваться сетевыми поездками, льготами и даже оплачивать налоги и штрафы. НГС решил разобраться, кто заработал на внедрении сервиса в Новосибирской области и действительно ли он работает.
И снова «Тройка»
В 2023 году в регионе без особого шума начала действовать карта жителя Новосибирской области. Впрочем, это и не карта вовсе в привычном понимании — весь функционал сервиса заключен в одноименном приложении.
— Это универсальный цифровой профиль пользователя портала «Карта жителя» (веб-портал или мобильное приложение) с привязанной к нему банковской картой «Мир», позволяющий получать различные государственные, муниципальные и коммерческие услуги и сервисы в соответствии с имеющимися льготными категориями и социальными статусами, — говорится в сообщении Центра цифровой трансформации региона.
С помощью КЖ можно пользоваться сервисами «Лаврентьевская карта», «Социальный навигатор», «Проактивное уведомление владельцев самоходных машин» и другими (полный список по ссылке).
В этом декабре интерес к КЖ вырос. По данным Google Trends, на протяжении последнего года новосибирцев проект совсем не интересовал, но с 8–14 декабря количество поисковых запросов резко возросло. Это совпало с переходом с единой транспортной карты на «Тройку».
Оказалось, что оба сервиса тесно связаны. В «Сбере» новосибирцам объяснили, что подключение к КЖ позволяет пользоваться скидкой на проезд в 1 рубль, а в будущем — безлимитным тарифом и сетевыми поездками. Жительница Новосибирска, обратившаяся в редакцию НГС, рассказала, что пока сэкономить у неё не получилось.
— Я скачала приложение «Карта жителя Новосибирской области» как только узнала, что оно позволит мне оформить безлимит на месяц. Выбрала интересующий меня тариф. Долгое время приложение сообщало мне, что «моя заявка обрабатывается». Сегодня мне было предложено оплатить услугу, но сделать этого я так и не смогла — меня каждый раз перекидывало на страницу «СберТройки», а там я читала, что доступных абонементов нет, — рассказала сибирячка. — За сегодняшний день я потратила на проезд 240 рублей — это по две пересадки в каждую сторону. Меня раздражает, что я не знаю, сколько мне закладывать с зарплаты денег на проезд. Особенно это некстати перед праздниками, когда все финансово грамотные люди расписывают свои расходы на новогодний стол и маленькие, но приятные подарки для коллег и знакомых.
«Не открывается»
О проблемах с приложением сообщают и другие его пользователи. В 2023 году сервис «Карта жителя НСО» стал доступен для скачивания на RuStore. До декабря большинство отзывов хоть и были похожими друг на друга, но оставались положительными. С момента перехода на «Тройку» негативных комментариев стало больше. Почти все они связаны с невозможностью зайти в приложение.
— Шлак. Абсолютно пустое приложение. Никаких сервисов, — пишет пользователь Артем.
Стоит отметить, что разработчики не бросают пользователей и отвечают на их вопросы.
— Карта жителя в начале своего пути, при этом уже сегодня готова предложить уникальные сервисы для граждан отдельных категорий. Вместе с тем уже запущен массовый сервис «Читательский билет», развиваем программу лояльности совместно с партнерами проекта, а также готовимся к запуску транспортного сервиса с 23.12.2024, — сказано в ответе на отзыв Артема.
На RuStore есть еще как минимум семь приложений «Карта жителя»: ими пользуются в Татарстане, Курской, Нижегородской, Самарской, Ленинградской, Свердловской областях, Хабаровском крае и на Ямале. В большинстве случаев пользователи ставят низкие оценки и пишут негативные отзывы на работу приложения.
Разработчик карты жителя Новосибирской области — Министерство цифрового развития и связи региона, сказано в описании приложения. В октябре прошлого года глава министерства Сергей Цукарь отчитался, что объем платежей по КЖ составил около 2 миллиардов рублей. При этом суммарное количество скачиваний приложения на сервисах RuStore и Google Play едва приблизилось к 10 тысячам. Сервис также есть на AppStore, но статистику платформа не приводит.
Не пилотный проект
Новосибирская область не первой начала внедрение КЖ. В том или ином виде проект действует уже в 37 регионах России — все они указаны на сайте программы лояльности оператора «Мир». Платежная система принадлежит АО «НСПК» (Национальная система платёжных карт»), созданному в 2014 году. Акционерное общество в свою очередь на 100% принадлежит Банку России.
По данным Rusprofile, выручка АО «НСПК» в прошлом году составила 72 миллиарда, чистая прибыль — 35 миллиардов рублей. Компания занимает третье место в стране по финансовым показателям, уступая лишь ООО «Кех Екоммерц» («Авито») и АО «ЦПЛ» («СберСпасибо»).
Не во всех регионах карта жителя прижилась. Например, в октябре наши коллеги из 72.RU сообщили, что власти региона планируют отказаться от запуска системы «Единая карта Тюменской области», о которой шли разговоры с начала 2020 года. Данные о затратах на разработку системы не разглашаются, но известно, что сделать её хотели на базе карты «Мир».
По данным издания, с представителями АО «НСПК» даже было подписано соглашение. Оператором должна была стать компания «ТТС», которая в городе занимается обслуживаем платных парковок и проездных в общественном транспорте.
В то же время в Рязанской области карта жителя, которая появилась примерно в одно время с новосибирской, успехи лучше. За год местные жители подали почти 50 тысяч заявок на оформление КЖ. Со старта проекта с цифровой картой рязанцы совершили более 1,4 миллиона поездок в общественном транспорте по ней.
Кто заработал на карте жителя НСО?
Точкой отсчета КЖ в Новосибирске можно считать постановление правительства региона № 79 от 10 марта 2022 года «О государственной информационной системе Новосибирской области „Карта жителя Новосибирской области“». Губернатор Андрей Травников назначил ответственным за систему министра цифрового развития региона Сергея Цукаря.
Оператором системы назначили ГКУ «ЦЦТ» (Центр цифровой трансформации Новосибирской области) — тогда им руководил Евгений Попантонопуло, перешедший затем на работу в мэрию. Первому вице-премьеру регионального правительства Владимиру Знаткову, отвечающему за экономический блок, поручили контроль за исполнением постановления губернатора.
Через три месяца из регионального бюджета стали поступать деньги. В июне 2022 года 6,3 миллиона рублей за создание карты жителя Новосибирской области получило АО «Расчетные решения» (дочерняя компания «Сбера»). Еще 1,1 миллиона за обеспечение информационной безопасности получила новосибирская CyberIT. Следующие 2,1 миллиона заработала тульская «Социнформтех» — компания занималась «расширением функционала» приложения. Стоит отметить, что «Социнформтех» за время сотрудничества с региональным Минцифры получила больше 60 миллионов рублей.
В августе 2023 года приложению потребовалась модернизация — пришлось доработать раздел «уведомления». За дело снова взялось АО «Расчетные решения», выставив счет на 5,2 миллиона рублей. Еще одна модернизация в феврале 2024 года обошлась в 1,6 миллиона — контракт выиграла новосибирская IT-компания «ИСиС». Компания на постоянной основе сотрудничает с Минцифры области и уже заработала больше 70 миллионов рублей на госконтрактах.
В марте приложение опять пришлось модернизировать еще за 5,3 миллиона рублей — в конкурсе победила уже известная «дочка» «Сбера». Следующие 4 миллиона рублей тоже ушли в казну АО «Расчетные решения» — во столько власти оценили «сопровождение» системы. В октябре компания выиграла третий по счету контракт на 2,2 миллиона на очередную модернизацию. Четвертый контракт на рекордные 7,6 миллионов не заставил себя долго ждать — столько из бюджета вновь выделили на сопровождение системы.
В общей сложности за два года на карту жителя Новосибирской области из бюджета региона потратили почти 37 миллионов рублей, большую часть из которых получила дочерняя компания «Сбера». Контракты продолжают заключать по сей день.
Корреспондент НГС направил запросы в Минцифры Новосибирской области и компанию «Расчетные решения» с просьбой прокомментировать работу над КЖ и жалобы пользователей. Ответы будут опубликованы, как только поступят.
Ранее в пресс-службе компании «СберТройка» НГС сообщили, что бюджетные средства Новосибирской области для перехода с ЕТК не привлекали.