Задумывались ли вы когда-нибудь, из чего складывается цена поездки на такси? Поможет разобраться сервис городских поездок Drivee.
Формула цены на поездку довольно проста: топливо + комиссия + налоги + штрафы + обслуживание автомобиля + доход водителя.
Что происходит с ценой на бензин? Согласно еженедельной аналитике Московской топливной ассоциации (МТА), с начала года бензин в зависимости от марки подорожал на 1-2 рубля за литр, а за год, по данным Росстата, стоимость за литр бензина выросла от 3 до 7 рублей. Дизельное топливо и вовсе резко увеличилось в цене.
Комиссии и сервисные сборы у разных агрегаторов разные: от 10-12% и до 30% от стоимости каждой поездки. Из-за ухода некоторых компаний с российского рынка и дефицита полупроводников стоимость автомобилей выросла более чем в два раза, а стоимость запчастей — в пять раз. Вместе со всем этим подорожало и техобслуживание автомобиля. По данным «Российской газеты», в среднем техобслуживание за 2023 год подорожало уже на 21%.
Если водитель работает не на своей, а на арендованной машине, в расходную часть надо включить еще дневную стоимость аренды, которую желательно как минимум отбить.
Сколь бы безопасной и безаварийной ни была езда, штрафов не всегда можно избежать, а это тоже деньги.
А теперь посчитайте: топливо (~1500 руб.) + ежедневная комиссия (~2000 руб.) + налоги (~250 руб., самозанятые водители платят 6% от ежемесячной суммы заработка, это сумма за день в среднем) + обслуживание автомобиля (~500 руб., тоже среднее значение за день). По самым скромным подсчетам водитель должен зарабатывать минимум 4000 рублей в день, чтобы выходить в ноль, и это без учёта штрафов. Если машина в аренде, к этой сумме нужно прибавить еще порядка 2000 руб.
Для более или менее приличного заработка водителю нужно заработать 6000—8000 рублей. Смена — это 8-12 часов напряженной тяжелой работы, требующей постоянной сосредоточенности и внимания. При этом чистое время работы составляет примерно пять-шесть часов, учитывая, что водитель должен отдыхать, делать перерыв на обед, что иногда приходится ждать заказов или клиента, или вообще заказ отменяется.
Если поделить 8000 рублей, которые за смену должен заработать водитель, на оптимистичные шесть часов, получится, что средняя цена часовой поездки равна примерно 1350 рублям. А ведь это не так!
Понятно, что в разных регионах разные расстояния и разные экономические показатели, но исходя из примерной стоимости часовой поездки легко вычислить и цену более коротких поездок: полчаса — 700 рублей, 15 минут — 350 рублей и т. д. Разумеется, это средние значения, и на цену часто влияют и время вызова машины (в час пик дороже), и расстояние, и погода, и спрос. Но вспомните, сколько вы обычно тратите на поездки по городу, и станет понятно, что эти цены ниже, чем реально должны быть.
Такси пока еще не стало роскошью и остается средством передвижения. Но рост цен на поездки очевидно неизбежен с учетом массового подорожания. К счастью, катастрофическим этот рост не стал, и большинство спокойно может себе позволить доехать до места назначения за вполне приемлемые деньги.
Стоимость поездки в Drivee регулируется только пользователями, которые в приложении напрямую договариваются о том, в какую сумму выйдет поездка. Пассажиры сами предлагают цену, за которую готовы ехать, а водители могут согласиться с ней или предложить свою. Спрос рождает справедливую для всех пользователей цену: пассажир может предложить сумму выше, чем обычно, если ему нужно уехать как можно скорее, или стандартную стоимость поездки, если никуда не торопится, в то же время водитель может принять поездку с невысокой ценой, если ему по пути.
Приложение доступно для скачивания App Store, Google Play и AppGallery.