15 декабря в Бердске прошли похороны 42-летнего Антона Сниткина. В конце сентября мужчину призвали по частичной мобилизации — он уехал в зону СВО. Вчера, 14 декабря, стало известно о его смерти. Прощание с Антоном проходило в Кафедральном соборе Бердска, на церемонию пришли около 30 человек.
За полчаса до начала отпевания у бердской церкви дежурит полицейская машина. Пятеро патрульных стоят рядом, ежатся от холода. К собору медленно подтягиваются люди с цветами, половина из них — в военной форме.
В небольшом зале церкви тихо и людно, пахнет ладаном. У входа стоят мужчины, кто-то в куртках Вооруженных сил. Погибший Антон тоже был профессиональным военным — в 2001 году поступил в НВВКУ, а после служил на Кавказе. Вдоль стен стоят венки: «От друзей» и «От правительства».
Вокруг закрытого гроба сидят близкие погибшего, по бокам — караульные. На скамейке вжала голову в плечи и беззвучно плачет пожилая женщина в темно-синем платке, ее обнимает молодая. Пожалуй, во всём зале слез больше не видно, стоит какая-то звенящая тишина. Прощальную службу начинает священник.
— ...Проводить, торжественно проводить воина, защитника... — говорит протоиерей. Он напоминает о важности традиционных ценностей и враждебности западных. Говорит, что смерть воина — самая достойная.
Вокруг гроба — цветы, справа — церковный хор. Под размеренную речь священника начинается отпевание. В церковь заходит курсант в караульной форме, неловкая пауза: «Нам надо смениться». Люди освобождают дорожку в центре, караульные сменяют друг друга, служба продолжается.
Священник подходит к людям у входа и предлагает подойти ближе к гробу, но все переминаются с ноги на ногу в нерешительности. В толпе суетится церковная служащая — раздает пришедшим свечи: «Постойте так немножко». Желающих приглашают проститься с погибшим. Вереницей люди проходят от входа в середину зала, кладут цветы к гробу. Теперь уже во всём зале слышны всхлипы и сдавленный кашель. Снова заходят курсанты, пора выносить гроб.
На прощание отвели час. Парни вшестером поднимают гроб, открывается дверь, в храм задувает колкий и морозный воздух с улицы. Гроб выносят во двор, следом змейкой выходит толпа. На улице уже играет оркестр.
У ворот церкви гроб погрузили в «Газель» сотрудники ритуального агентства «Ветеран», пришедшие разошлись по машинам, дорога у церкви опустела.
Весной мы рассказывали, как в Колывани простились с 22-летним командиром взвода разведки Даниилом. Проводить Даниила в последний путь приехали курсанты Новосибирского высшего военного командного училища, сотрудники МЧС и полиции, чиновники администрации и депутаты Заксобрания.