Мечтает, чтобы в Верх-Туле появилась онлайн-доставка и велопарковка возле магазина — история успеха сибирячки, ставшей не просто одним из лучших руководителей в федеральной сети, но и настоящим партнёром бизнеса.
Торговая сеть «Пятёрочка» запустила уникальный проект «Директор магазина – партнёр», который дал возможность сотрудникам попробовать себя фактически в качестве владельца бизнеса. Руководители магазинов теперь стали более свободными в принятии решений и получили гораздо больше полномочий, чем у них было раньше. Например, участники проекта могут участвовать в составлении плана продаж (ориентируясь на цели), набирают себе команду, решают, по какому графику работать, какие закупать товары и в каком количестве, инициируют маркетинговые акции и так далее.
Во второй волне проекта принимает участие 149 директоров со всей России, среди них и Алёна Кандалова, директор «Пятёрочки» в селе Верх-Тула Новосибирской области. Она рассказала, как в условиях жесткой конкуренции создать магазин, куда покупатели приходят с удовольствием изо дня в день.
— Алёна, как вы стали директором «Пятёрочки»? Какой опыт у вас был ранее и пригодился ли он?
— Наша семья давно мечтала о своём доме, и вот свершилось: четыре года назад мы купили жильё в селе Верх-Тула и переехали сюда из Новосибирска. Здесь я увидела объявление об открытии магазина «Пятёрочка» и решила подать резюме на позицию директора. Я 22 года из своих 44 проработала в торговле, правда, раньше это был непродовольственный ритейл. Была и товароведом, и директором в магазинах обуви, спортивных товаров, тканей.
У меня есть сильные качества, которые и стали определяющими, когда меня принимали на работу. Я умею собирать хорошую команду, сплачивать людей и эффективно управлять ими. Считаю, что взаимодействие с коллективом — важнейшая часть работы любого руководителя. Собственно, в новом магазине весь штат я набирала самостоятельно и горжусь результатом.
— Каким должен быть идеальный руководитель, по вашему мнению? Стремитесь ли вы таким стать?
— Руководитель должен быть ответственным, организованным, уметь творчески мыслить и принимать решения в нестандартных ситуациях. Он должен быть готовым брать ответственность, без этого никуда. И всегда надо помнить, что вы прежде всего лидер, который должен организовать команду и повести ее за собой, быть внимательным к своим сотрудникам и тактичным. А ещё нужно быть открытым ко всему новому и прогрессивным.
В ритейле руководителю нужно знать обязанности всех сотрудников, быть погружённым в детали. Если случился форс-мажор, и кассир не вышел, я могу встать за кассу. Когда нужно выставить молоко на полку или распечатать отчёт по контролю сроков годности и пройти проверить их, то я знаю, как это сделать. У нас здесь все универсалы, поэтому в компании предпочитают растить руководителей внутри — приоритет у тех, кто давно работает в компании. Такие сотрудники уже знают все регламенты и бизнес-процессы.
Конечно, я стремлюсь быть хорошим руководителем, ведь человек должен всю жизнь самосовершенствоваться и работать над собой.
— Что для вас значит ваша команда? И как вы думаете, что вы значите для них?
— Моя команда — это прежде всего залог успеха нашего магазина. Это практически моя вторая семья, мои соратники, коллеги. Каждый из них личность, я каждого люблю, ценю и уважаю. Они моя поддержка. А что я для команды значу, стоит спросить у них.
— Есть ли у вас какие-нибудь особенные методики руководства? Что для вас приоритетнее всего в организационных процессах?
— Я всегда за психологический комфорт в коллективе, дружескую атмосферу, ведь мы находимся на работе очень много времени. Важна взаимовыручка, взаимоуважение — всегда пресекаю интриги, склоки, сплетни. Для меня важный критерий при отборе сотрудников, вольётся ли человек в команду, поэтому я сразу предупреждаю, какое поведение не приемлю.
Руководитель должен правильно поставить задачу и контролировать ее выполнение, а после обязательно давать обратную связь, чтобы человек понимал, что он сделал правильно, в чём ошибся и в каком направлении ему дальше двигаться. Очень важно хвалить людей, даже за малейшее достижение. Меня саму всегда мотивировала похвала, и я вижу, как это действует на работников. Важно развивать наставничество и учить сотрудников, потому что один опытный человек может выполнить работу трёх новичков.
— Как вы считаете, чем ваша «Пятёрочка» отличается от других магазинов, чем она лучше?
— Мы выгодно отличаемся позитивной атмосферой, многие гости ходят к нам, не просто чтобы купить необходимое, но и за общением. В магазине часто слышатся шутки и смех, это помогает выходить из сложных ситуаций. Я считаю, счастливый продавец — это довольный гость. У нас такие позитивные кассиры, что некоторые покупатели приходят именно к ним. Если кто-то ушёл в отпуск, то гости спрашивают, куда они пропали, а потом интересуются, как они отдохнули. Я специально подбираю таких сотрудников, потому что человеческое общение не заменишь никакой автоматизацией.
— Что вдохновило вас на участие в проекте «Директор магазина – партнёр» и мотивирует продолжать?
— Возможность самой управлять процессами в магазине, видеть и анализировать свои показатели. Я могу сама себе ставить реальные цели по выручке и с помощью дополнительных инструментов их достигать. Я вижу доходы и расходы магазина и понимаю, на чём мы можем сэкономить, во что стоит сейчас вложиться.
Меня вдохновляет поддержка коллектива. В первый месяц проекта мы заняли 16-е место в рейтинге директоров-партнёров по стране. Этим успехом гордятся все сотрудники, проект нас очень сплотил. Конечно, работает и материальная мотивация, ведь участники проекта имеют дополнительные средства на ежемесячный бонус сотрудникам, а по итогам весь коллектив может заработать хорошую годовую премию, если покажут достойный результат.
— Расскажите о проекте. Какие задачи перед вами стояли в начале?
— Задача проекта, чтобы директор посмотрел на свой магазин не с точки зрения наёмного сотрудника, который просто получает свою зарплату, а как партнёр бизнеса — заинтересованно: как можно работать еще эффективнее и зарабатывать больше. На месте же лучше видно все тонкости, нюансы, потребности наших гостей, мы можем быстрее среагировать на определенные изменения, чем, например, менеджеры в офисе.
Моя задача — улучшить показатели магазина, оптимизировать бизнес-процессы, повысить уровень сервиса. На собрании я объяснила своим сотрудникам, чем каждый может повлиять на результаты магазина: быть доброжелательными, улыбчивыми, следить, чтобы не было очередей, быть бережнее с ресурсами. Надо относиться по-хозяйски: увидел, что кран течет, — сказал директору, заметил, что на приёмке товара горит свет, — сходил и выключил. Поэтому все эти детали и влияют в итоге на доход магазина.
— Обменивались ли вы опытом с другими участниками? Насколько это вам помогло?
— Конечно, мы активно обсуждаем разные моменты, делимся опытом. Также регулярно проходим вместе обучение и собрания для подведения итогов за определённый период. Когда участники рассказывают о проведённых мероприятиях и своих результатах, можно почерпнуть много идей — например, так я узнала о новых возможностях заказа товара.
В конце июня я ездила в Москву на встречу с руководством компании, куда пригласили 15 директоров магазинов со всей России. Мне понравилось, что нас слышат, учитывают наше мнение и помогают решить текущие проблемы.
— Поделитесь своими впечатлениями от участия в программе. Как на вас повлиял новый статус, новые возможности?
— Впечатления очень положительные: чувствуешь себя в другом качестве. Если раньше ты был больше исполнителем: тебе спустили план, и ты выполняешь, то сейчас я действительно ощущаю себя партнёром. Цели и задачи ставлю себе сама и согласовываю с руководителем, при этом мы выступаем практически на равных. Новый статус заставил меня аккумулировать все свои способности, потому что это совсем другой уровень ответственности. Это хороший шаг для саморазвития, самоорганизации. Ну и возможность реализовать свои амбиции, которую нам подарила «Пятёрочка».
— Что вы считаете лучшим достижением для себя и для магазина?
— Несмотря на то что нам уже три года, у нас по-прежнему растет товарооборот, трафик, средний чек. Приходят новые гости и остаются с нами надолго. Мы превышаем показатели по заданной планке. Например, в мае мы превысили план по чистой выручке на 29%. Это радует весь коллектив, мотивирует работать дальше в том же темпе.
— Каким вы видите ваш магазин еще через пять лет?
— Как минимум, таким же успешным и растущим. «Пятёрочка» очень стремительно развивается, и за эти три года мы чего только не придумали, чтобы облегчить физический труд, помочь, ускорить и оптимизировать работу. Надеюсь, будут технологические инновации, дополнительные привлекательные опции для покупателей. Например, в нашей сельской местности появится онлайн-доставка. А некоторые вещи можно осуществить даже раньше, чем через пять лет: поставить лавочку у магазина, чтобы было удобно подождать машину, сделать велопарковку.