Новосибирск занимает 10-е место в рейтинге самых снежных городов России. Вот только зимой здесь не белая сказка, а сплошная комната грязи. Почему так получается, несмотря на все усилия дорожников, и главное, что с этим делать? Горожане активно включаются в проблему и предлагают решение.
Город как завод или фабрика
Сибирскую столицу можно сравнить с крупным промышленным объектом. И внедрить системный подход к эксплуатации дорог — аналогичный тому, который используется при управлении технологиями в промышленности. Это мнение Андрея Степаненко, директора компании «Гормашэкспорт», который занимается исследованием источников грязи и пыли в городе уже более 10 лет:
— Должны появиться документы, которые бы определяли работу дорожных служб. Есть всероссийские ГОСТы — стандарты, регламентирующие зимнюю эксплуатацию дорог. Они имеют статус закона. На их основании в зависимости от климатических условий, архитектуры, геометрии города нужно разрабатывать технологический регламент. По нему проводить закупки реагентов, балластных материалов, техники, набирать кадровый состав. Кроме того, должна быть возможность оперативной корректировки задач с учетом всевозможных погодных перипетий в Сибири.
Единый регламент мог бы значительно облегчить жизнь как дорожникам, так и автомобилистам и пешеходам. Горожане круглогодично страдают от грязи и пыли в городе. А наступление зимы и вовсе становится катастрофой, ведь она приносит с собой неизбежные пробки, кашу на дорогах и гололедицу.
— Никогда такого не было, и вот опять. Снег у нас всегда выпадает будто бы неожиданно. И ладно, если это первый снегопад. Но почему всю зиму так? Не понимаю, разве нельзя нормально посыпать дороги, нормально их убирать. Город завален грязью, — возмущается новосибирец Сергей.
При этом есть ощущение, что с каждым годом ситуация усугубляется. Следуя нехитрой логике, новосибирцы винят инновации, которые город ввел в обиход совсем недавно. И оказываются неправы, требуя вернуть старые подходы к обработке.
Песок — это хорошо или плохо: интуиция подводит горожан
Всерьез занялись проблемой грязи в городе года три-четыре назад. После того как начались серьезные пылевые бури, — рассказывает журналист Олег Жуков. Он освещает проблемы Новосибирска уже более 30 лет и проводит общественный контроль всевозможных служб.
— Для меня было откровением, когда пришли результаты исследований песко-соляной смеси, которую тогда использовали повсеместно. Оказалось, что крупной рабочей фракции там всего 20%. Остальное — пыль. За нее не цепляются шины, на ней люди скользят. Но главное, что именно она становится грязью.
Песок оказался речным — другого в Новосибирске не достать. Его добывают из Оби, но до 90-х годов его хотя бы промывали водой, рассказывает журналист, подробно изучивший этот вопрос. Потом промывать перестали, из экономии. Так глина, ил и тина оказались на дорогах.
— 78 килограммов на каждый квадратный метр — такое количество песко-соляной смеси дорожники высыпают за год. В ней 80% пыли, которая оказывается на газонах, в легких людей, — говорит Олег Жуков.
— Многим песок нравится, его считают экологичным, но это абсолютно бессмысленно, — соглашается Андрей Степаненко.
Сейчас в Новосибирске официально перешли на отсев дробления горных пород (в нем рабочей фракции около 98%, а пыли всего 2%), а также стали применять реагенты, которые позволяют плавить лед.
В зимний сезон 2021–2022 годов в качестве противогололедных материалов будет использоваться как фрикционный противогололедный материал, так и противогололедные реагенты («Бионорд» в сухом виде и двухфазный). При приготовлении фрикционного материала будет использоваться отсев дробления горных пород, — сообщили в мэрии и уточнил производитель.
Ситуация должна была улучшиться. Но этого не произошло.
«Реального новосибирца раздражает каждый конкретный эпизод»
Беда в том, что песко-соляную смесь по факту продолжают применять. В основном, это делают на второстепенных дорогах, обслуживанием которых занимаются мелкие ДЭУ, районные администрации, управляющие компании и ТСЖ. Просто так дешевле. Но в итоге перечеркивает все усилия городских служб. Андрей Степаненко связывает проблему как раз с отсутствием общего техрегламента:
— Вся грязь, которая содержится в таких песках, переносится с одних дорог на другие. Получается, что технология нарушена абсолютно везде. В городе должна быть общая служба, которая будет четко прописывать, какая улица по какой технологии эксплуатируется, как убирается и как все это контролируется.
Песок из-за большого вмешения глин со временем формирует супесь — плотную корку, которую уборочные машины не могут соскрести с дорожного полотна.
— То, что сейчас происходит, это даже не обнуляет, а дискредитирует идею нормального технологического содержания города. Да сыпьте хоть отсевом, хоть «Бионордом». Но невозможно добиться результата, если правила не будут одинаковыми для всех, в том числе для тех, кто сыплет на второстепенные улицы. А город единых правил на этот счет пока не установил. В итоге усилия предпринимаются, деньги тратятся, а результат горожане видят отрицательный. Возможно, в сумме становится лучше. Но это невозможно отследить реальному новосибирцу, которого раздражает каждый конкретный эпизод, случившийся с ним вчера, сегодня, завтра, — возмущается Олег Жуков.
Рассказать людям, что происходит: иногда нужно просто поговорить
Эксперты сходятся во мнении, что программу эксплуатации города нужно формировать по двум технологиям — с использованием отсева дробления и реагентов. И никакого песка. Вот только резоны позиции обязательно нужно донести до горожан. А пока такого диалога нет, считает Андрей Степаненко:
— Тот же «Бионорд» — перешли мы на него, а почему бы не рассказать людям, что это такое? У нас в Сибири работает огромный институт органической химии. Можно привлечь независимых экспертов, они объяснят, что такое формиаты. Или можно популяризировать статьи из авторитетного журнала «Химия и жизнь», где расписаны методы борьбы со снегом, их плюсы и минусы. А пока выходит так, что люди создают себе некий фантазийный образ происходящего, по которому считают, что все плохо, а если снова уйдем на пески, то станет хорошо. Но хорошо не станет.
При этом проблемы, которые существуют в организациях, в тех же ДЭУ, тоже надо озвучивать, считает эксперт:
— Они реально недофинансированы. Недостаточно техники: как снегопад, так город захлебывается, все работает в аварийном режиме. Те машины, которые есть, уже не подходят: мало автомобилей для дозировки сухого «Бионорда», про двухфазный вообще молчим, две-три машины всего. Точно так же мало пескоразбрасывателей, которые могут хорошо работать с отсевом дробления. Перенастройка постепенно ведется, но кардинального шага не было сделано.
Причем даже имеющаяся техника не может работать на улицах вся одновременно. Чиновники называют две причины: плохую техническую готовность и недостаточную укомплектованность учреждений водителями и механизаторами.
— Машины разбитые, работать в них крайне некомфортно. Люди срываются и уходят куда-то еще. Хорошие водители всегда востребованны. А если использовать реагент на нормальной технике, тогда горожане увидят позитивный результат сразу. Но безобразную традицию песка нельзя поддерживать. Нельзя отдавать ее районам, ТСЖ, УК, — вновь подчеркивает Олег Жуков.
Денег нет, но вы держитесь: на чем можно сэкономить
Что касается нехватки денег, с которой Новосибирск, увы, сталкивается регулярно, ее стоит воспринимать как данность: мы не Москва. Когда считается отдельно бюджет на антигололедные средства, отдельно на уборку, на обслуживание ливневых канализаций и так далее, рисуется неутешительная картина, признает Андрей Степаненко. Откуда взять средства, чтобы улучшить ситуацию?
— Стоимость эксплуатации города нужно считать комплексно. Часто удорожание одного передела приводит к снижению стоимости последующих. Вопрос в суммарной экономике, — говорит эксперт.
— Тот же «Бионорд», которого в год нужно всего 7 кг на квадратный метр дороги — против 78 кг песко-соляной смеси или 42 кг отсева. Да, реагент самый дорогой из этой тройки. Но для него нужно в 10 раз меньше техники и персонала, — приводит черновые расчеты Олег Жуков.
Всеми этими вопросами также должна заниматься та самая выделенная городская служба:
— Собственная лаборатория позволит анализировать антигололедный материал. Город будет уверен, что закупил «Бионорд» именно с тем составом, который был заявлен заказчиком в техзадании (реагент под торговой маркой «Бионорд» имеет вариации для регионов с различным климатом, дорожным трафиком, тонкостями эксплуатации дорог и т.п. — прим. производителя). Если покупаем отсев дробления, то нужно понимать, какая у него крепость, состав гранул, соответствует ли он заявленным требованиям, — говорит Андрей Степаненко.
Еще одна важная функция предложенной службы — контроль уборки. Проведенный анализ снежных и сухих смет позволит выявить источники загрязнения в городе и реально повлиять на экологическую ситуацию в сторону ее улучшения.
— Важный момент, что к каждому сезону нужно готовиться. После осени необходимо помыть город от осенней грязи и пыли, иначе реагенты плавят грязный лед, — грустно констатирует эксперт.
Вывод напрашивается один: чтобы раз и навсегда решить проблему грязи в городе, необходимо создать единую технологию содержания дорог и сконцентрировать контроль за ее реализацией в одной специализированной службе. При этом делать все процессы максимально прозрачными, чтобы информация по уборке города доводилась до общественности. Возможно ли это? Общественники считают, что да. Ход за чиновниками.