Откуда в в платежке за отопление такая сумма? Что будет, если устроить бойкот и не платить? А можно ли платить по своим правилам – и гасить долги по графику, который учитывает и зарплату, и планы трат? Сибирская генерирующая компания рассказала о своем отношении к факту годовой корректировки (спойлер: ей самой это не нравится) и предложила должникам облегчить жизнь рассрочкой.
Корректировка является неизбежным следствием действующего порядка оплаты коммунальной услуги по отоплению. Установило его правительство Новосибирской области постановлением от 10.09.2012 № 419-п и затем подтвердило постановлением от 14.07.2016 № 211-п. Оплата с потребителя взимается не по факту, а равномерно в течение года. Ежемесячный платеж формируется на основе фактического потребления тепла в предыдущем году (среднее значение).
Выходит, что абонент сначала потребляет тепло, рассчитываясь за него по примерным счетам прошлой зимы. А затем сумму корректируют, исходя из фактического потребления, ведь погодные условия в разные годы не совпадают, как и длительность отопительного сезона. Сроки начала и окончания отопительного периода определяются мэрией Новосибирска. Температурный график каждого теплоисточника СГК также согласовывается мэрией.
Дополнительная строка в платежном документе может как испугать, так и обрадовать. Годовую корректировку делают в следующем году по итогам предыдущего. Разница между реально потребленным теплом по приборам учета (ОДПУ) и начислениями за расчетный год, — это и есть годовая корректировка.
Новосибирская зима 2018 года была холодная и продолжительная, как и зима 2016 года, а значит, дома потребили больше тепла. Корректировка в основном будет в сторону увеличения. При этом тепловая энергия, использованная на нужды горячего водоснабжения, не учитывается.
Не всегда корректировка в пользу энергокомпании: за 2015 и 2017 года, например, перерасчет был в пользу жителей — в сторону уменьшения.
В 2019 году пересчитывали за зиму 2018 года – из-за сильных морозов и ранних холодов итог оказался не в пользу жильцов. В среднем величина доначислений составила полумесячный размер платы по отоплению. Проверить, правильно ли вам посчитали, можно самому.
Оплачивать годовую корректировку (а она указывается один раз в одной платежке в год) полагается, как обычно, до 10 числа следующего месяца. И еще вам следует знать: корректировка платы за отопление должна предъявляться тем жильцам, которым предъявлялась плата по отоплению в прошедшем году.
Другое дело, что не всем так удобно платить. И каждый год у жителей возникает один и тот же вопрос: откуда корректировка? Поэтому энергокомпания заинтересована в платежах не по нынешней системе «1/12», а исходя из фактического ежемесячного потребления по счетчику. К сожалению, пока правила расчетов в Новосибирской области иные.
Не хочу платить, и не буду
Ресурс потребил — заплати. Не платишь — нарушаешь закон. СГК использует все доступные методы, чтобы избежать крайних мер в отношении должников. Это и SMS-напоминание, и звонок-напоминание, и письменное уведомление.
Нет реакции? Принципиальные должники попадают в суд вне зависимости от величины долга и количества месяцев неоплаты. Тут все строго: судья имеет право без судебного заседания, вызова сторон и заслушивания объяснений вынести приказ о взыскании задолженности.
Теперь кроме основной суммы долга по оплате коммунальных услуг с должника взыскивается сумма пени, а также судебные расходы, а если исполнительный документ будет передан в службу судебных приставов, то исполнительский сбор в размере 7% (но не менее 1000 рублей). Это ложится тяжелым бременем на плечи неплательщика и имеет серьезные последствия. Так, к примеру, можно лишиться отпуска: должника не выпустят за границу. Узнать о том, что приставы-исполнители «подрезали ему крылья», человек может уже в аэропорту.
Радует, что к должникам, которые стремятся решить проблему долга, СГК настроена лояльно.
Хочу платить, но не могу
Если у жителя сложилась непростая жизненная ситуация и он не имеет возможности оплатить весь долг сразу, можно договориться о рассрочке.
Гасить задолженность в таком случае предлагается поэтапно. Сначала вносится первоначальный взнос в размере 50% от долга, оставшаяся сумма распределяется на следующие три месяца. С момента заключения рассрочки начисление пени на долг приостанавливается. Конечно, это не отменяет текущих платежей. Ежемесячные начисления должны оплачиваться до 10 числа месяца, следующего за истекшим, иначе рассрочка будет, увы, аннулирована.
Также возможно предоставление индивидуальных условий рассрочки с удобным графиком оплат. В СГК готовы рассмотреть ситуацию человека и войти в его положение. В любом случае готовность к диалогу уже свидетельствует в пользу абонента: значит, проблему можно решить без суда, в мирном порядке.
Для заключения рассрочки необходимо обратиться лично в офис обслуживания по адресу: улица Фрунзе, 226/1. При себе необходимо иметь паспорт и квитанцию об оплате первоначального взноса. Чтобы договориться о персональных условиях погашения задолженности, звоните по телефону +7 (383) 289-29-09.
Компания не заключает соглашение о рассрочке, если дело дошло до суда. Поэтому молча копить долги за отопление и горячую воду не стоит.