Оба фотографа начинали как руферы — то есть люди, чьей главной целью было забраться на какую-то труднодоступную крышу и сделать оттуда кадры, которые обычному профессиональному фотографу (а уж тем более любителю) недоступны.
Поначалу единственным местом, где Степанов и Махоров публиковали свои кадры, был «Живой журнал», а само это занятие было чистой воды хобби. Но наступили новые времена, и слава пришла к обоим фотографам практически без помощи СМИ.
Со своей известностью Махоров и Степанов поступили по-разному. Слава стал успешным профессиональным коммерческим фотографом, который активно снимает для корпоративных заказчиков. Вадим же продолжил свои «залазы», оказываясь порой в местах не просто недоступных, но и опасных. Всё же в отличие от обычных руферов, для которых проникнуть на закрытый объект может быть самоцелью, Махоров делает это для того, чтобы получить действительно захватывающие снимки.
В Новосибирске, впрочем, оба фотографа находятся в равных условиях. Вряд ли здесь остались удачные точки съёмки, которые были бы кому-то из них недоступны, да и сам город они знают как свои пять пальцев. Не говоря уже о том, что вид на город сверху вообще, казалось бы, даёт не так много возможностей снять что-то уникальное.
Тем не менее у каждого из фотографов есть свой, узнаваемый с первых снимков стиль. У Славы Степанова много кадров, которые, кажется, сняты специально для календаря. Что неудивительно — Слава действительно выпускает календари и наборы открыток с видами городов. Кому-то некоторые из этих видов покажутся слишком «глянцевыми», но и у такого взгляда на город есть немало почитателей. К тому же фотографии Gelio имеют и чисто документальную, историческую ценность. Глядя на них, можно видеть, как развивался и рос город, как в нём появлялись новые дома и менялась перспектива.
Но «открыточные» виды, конечно, не единственное, что можно найти у Степанова. Слава любит и умеет работать со светом, наполняя городские улицы рассветной дымкой. Махоров же любит взглянуть на город сквозь низкие облака откуда-то с головокружительной высоты.
Gelio часто пользуется сжатой перспективой, делая городскую застройку на снимке даже ещё более тесной, чем она есть на самом деле. А Dedmaxopka любит взглянуть на объект съёмки вертикально вниз — так, как обычный человек не увидит его почти никогда.
Часто встречающийся приём у Gelio — это длинная выдержка, которая рисует на дорогах яркие световые узоры. Дед Махорка забирается выше, поэтому превращает вечерние улицы в почти однородные потоки света.
Даже в кадрах, которые, кажется, похожи друг на друга, чувствуется разный подход. Вы же поняли, где кто, даже не глядя на подписи внизу?
Слава любит ракурсы, которым в принципе не нужна подпись — изображение само говорит за себя. Вадим старается взглянуть на известные объекты с той стороны, откуда люди их видеть не привыкли.
Спорить о том, кто из фотографов лучше, — дело бессмысленное. Но вот предпочитать один стиль другому — вполне нормально.
Чей Новосибирск больше всего нравится лично вам?
Фото Славы Степанова (gelio.livejournal.com) (слева), Вадима Махорова (dedmaxopka.livejournal.com) (справа)