Вечером 14 июня 59-летний житель Пашино Александр Васютин вместе с 31-летним сыном Романом отправился в лес за грибами. Роман Васютин — выпускник военного училища, имеет звание капитана и участвовал в военной операции в Сирии, но сейчас живет в Москве, рассказал НГС.НОВОСТИ главный специалист отдела мобилизационной работы, ГО и ЧС администрации Новосибирского района Владимир Родинов. По информации ГУ МВД России по НСО, у потерявшихся мужчин с собой было ружье. По словам местных охотников, Васютины хотели пристрелять новое ружье. «Они отошли от домика охотников, а через 20 минут стали блуждать и не смогли вернуться обратно. Потом позвонили односельчанину, чтоб он приехал и пострелял в воздух с "бетонки" (место, где стоят бетонные плиты на въезде в военную часть рядом с лесом. — Д.Я.). Он приехал, но они не смогли выйти на выстрелы. Утром они позвонили родственникам и сказали, что им нужна помощь. После этого телефон сел. Они не думали, что задержатся надолго, у них не было с собой ни воды, ни компаса, ничего. Роман был одет в какую-то обычную летнюю обувь, которая тут же расклеилась. Они решили выбираться самостоятельно и пошли в противоположную от домика сторону. Отца нашли 16 июня в 5:30 утра. Он рассказал, что накануне уже не мог идти, отдал сыну болотные сапоги и отправил к дороге, а сам остался под деревом, но отец показал сыну неправильное направление», — рассказывает руководитель новосибирского филиала поискового отряда «Лиза Алерт» Николай Шишкин.
В лесу недалеко от поселка Бибиха девятые сутки идут поиски военнослужащего Романа Васютина, пропавшего 15 июня. 14 июня участник операции в Сирии приехал в гости к родителям в Пашино и отправился в лес за грибами вместе с отцом Александром, однако дорогу домой мужчины найти не смогли. Спустя сутки заблудившиеся допустили страшную ошибку — они разделились, отец военнослужащего Александр Васютин уже найден. 18 июня к поискам привлекли охотников. Спустя неделю корреспонденты НГС.НОВОСТИ отправились в лес вместе с поисковым отрядом «Лиза Алерт», чтобы найти мужчину.
Утром седьмого дня поисков на собрании в штабе «Лиза Алерт» распределяют людей на команды и решают, кого и куда забросить. Охотники отчитываются, какие квадраты они прошли за последние дни и что там видели. Выбирая направление, поисковики спорят едва ли не до хрипоты. «Да он неделю не спал, истощен, у него паника уже началась. Могут даже быть галлюцинации, он просто плутает, ходит кругами», — приводит аргументы волонтер «Лиза Алерт» Светлана Соловьева. Главная задача этого дня — закрыть белые пятна на карте и прочесать места, где были отклики и следы. Возглавляет поиски Владимир Малышев. Коллеги зовут его Мамаем — это прозвище с детства, которое в отряде используют как позывной.
В лесу незнакомые люди уже минут через 15 становятся Андрюхами, Санями и Эдиками и общаются, словно еще в детстве гоняли мяч во дворе. Сергей и Александр на квадроциклах откликнулись поздно ночью — до трех смотрели футбол, тогда же и увидели объявление. На поиски собрались не только матерые здоровенные мужики-охотники, к команде присоединился даже пожилой мужчина Николай — сперва охотники в нем сомневались, но он стойко выдержал семь часов на ногах. К назначенному часу собралось более 30 человек: поисковики «Лиза Алерт», добровольцы и представители аварийно-спасательной-службы. На поиски привлекли отряд из Черепановского района. Всех разделили на четыре группы, каждой раздали рации и навигаторы. Однако и этого мало, сетуют в штабе.
На поиски приехали четыре кинолога со служебными собаками — тремя бельгийскими и одной восточно-европейской овчаркой, которые служат в исправительной колонии строгого режима. Им дают понюхать одежду Романа Васютина, но псам-профессионалам трудно взять след после обильных дождей.
Поисковики говорят, что место очень сложное, сильно заболоченное. Резиновый сапог одного из мужчин едва не остался в болоте — его сразу же начало засасывать. По словам охотников, высокая трава, через которую прошел человек, поднимается и прячет следы уже за двадцать минут.
Трава в лесу по пояс даже мужчинам ростом за 180 см, а некоторые кусты и вовсе по плечо. Папоротник в этих местах растет очень густо, ноги буквально вязнут в траве. Из-за буйной растительности не видно кочек и поваленных деревьев, о которые легко запнуться и упасть.
В лесу стоит несмолкаемый гул — гнус здесь повсюду, а спреи и кремы от насекомых спасают на пару минут. Городские комары против лесных собратьев кажутся хилыми задохликами, а местные слепни размером с пятак. Охотники говорят, что за неделю комары могли просто заесть Романа, укусы насекомых еще больше нервируют потерявшегося.
К двум часам дня, когда каждая из четырех групп прочесала по три квадрата, поисковики встречаются у старого кострища и разводят сигнальный огонь, чтобы остальные команды могли ориентироваться на дым. Возле костра поисковики расслабляются, рассказывают, что увидели во время «чеса», травят охотничьи байки и рассуждают о том, как надрессировать собак на охоту.
Времени, чтобы перевести дух, у поисковиков немного, нужно двигаться дальше к домику охотников — именно там была стоянка отца и сына Васютиных. Несмотря на палящее солнце, люди не снимают москитные сетки даже на привале. После полудня в лесу становится жарко — с раскрасневшихся лиц поисковиков пот течет градом.
Все находки поисковики наносят на карту в навигаторы — записи стараются делать максимально точно и подробно, чтобы следующие отряды знали, где и когда были замечены следы.
После короткого отдыха три группы отправляются к домику охотников. Передвижение через лес усложняют бобры — эти зубастые обитатели леса свалили множество деревьев, построили плотину и запрудили ручей. Чтобы выйти к дороге, ведущей к домику, приходится петлять и идти кругами.
Несмотря на затянувшийся поиск, в «Лизе Алерт» верят, что Роман Васютин жив. Следы мужчины находили на выходных. «Возле лежанки он вырыл колодец для воды, значит, парень не пропадет. Сейчас лето, можно питаться травами и кореньями, жаль только ягода еще не успела созреть», — объясняет Владимир. Представители «Лизы Алерт» заявляют, что этот поиск они не оставят незакрытым и найдут Романа живым или мертвым.
Охотничий домик недалеко от воды был последней стоянкой Александра и Романа Васютиных. Здесь они бросили свой УАЗ, оставив в нем ключи. Руководитель «Лиза Алерт» Николай Шишкин рассказывает, что, когда Васютина-старшего нашли, первой его фразой была: «Я ж здесь всю жизнь живу, я понятия не имел, как здесь можно заблудиться».
Собравшись у домика, поисковики и спасатели анализируют всю информацию, которую смогли добыть почти за 6 часов. На карте совсем не осталось белых пятен — только сектор, где логово медведицы, и участок ближе к границе с Мошковским районом.
В лесу есть несколько водоемов, возле одного из них — Махового болота — нашли свежую лежанку: трава была примята совсем недавно. Однако от лежанки до травы большое расстояние — так широко шагнуть изможденный человек не мог. Позже стало известно, что это место отдыха егеря, который также выходил на поиски мужчины.
После отдыха отряд вернулся в штаб и привез батарейки, аккумулятор и новые ориентировки, которые развесят по округе. Ежедневно поисковики обзванивают все больницы — в надежде, что Роман все-таки вышел к людям. На поиски приехали жена потерявшегося Екатерина и сестра Наталья. Обе женщины сторонились толпы охотников, только лишь сестра спросила лидера поисковиков, есть ли еще у Романа шансы выжить. Обе родственницы в жесткой форме отказались от комментариев для прессы. «Лизе Алерт» женщины сказали, что Роман — «тот человек, который не сядет на месте, а будет идти до последнего».
Поисковики решают исследовать квадраты, где на выходных слышали медвежий рык, — там обитает медведица с медвежонком. Всего в тех краях прошлой осенью насчитывалось около 25 медведей. На разведку берут только самых опытных, кто уже ходил на охоту и знает, как себя вести при встрече с хищником. «Нужно шуметь! Шум отпугнет медведя, — объясняет Владимир, как себя вести при встрече с медведем. — Человек не привлекает медведя в качестве пищи, особенно летом. Медведи — они умные, уйдут от шума — им проблемы не нужны. Убежать от медведя невозможно, он развивает скорость до 80 км/ч».
Спустя два часа группа поисковиков вернулась — новых зацепок им найти не удалось. «Медведица ушла, нет никаких свежих следов. Кора на дереве, видно, подрана медведем, но уже давно», — сообщает Владимир и сдает свой пост. После семи вечера в лес выдвигается новый отряд, они отправляются на северо-восток — туда, где был слышен слабый отклик. В это время уже начинаются сумерки: сейчас солнце садится после девяти вечера, однако в лесу темнеет на полчаса раньше. На рассвете 22 июня полиция запускала беспилотник с тепловизором, добавляет Николай Шишкин, но было уже поздно — поверхность успела нагреться, прибор ничего не засек. Чтобы жара не помешала поискам, беспилотник хотят запускать и ночью.
Дарья Януш
Фото и монтаж видео Александра Ощепкова