Большие щиты (3х6 м) с цветным портретом Сталина, нарисованным поверх знаменитой фотографии с Парада Победы 1945 года, появились на городских улицах на этой неделе. Как пояснили в Новосибирском отделении КПРФ, «идея родилась сама собой», поскольку «Сталин был во время войны главнокомандующим и его вклад в Победу нельзя недооценивать». Как заверил пресс-секретарь областного комитета КПРФ Василий Волнухин, билборды были оплачены как обычная наружная реклама.
Новосибирское региональное отделение КПРФ решило сделать Иосифа Сталина лицом своей масштабной рекламной кампании, установив на городских улицах 25 дорогостоящих рекламных щитов. Этот шаг вызвал неоднозначную реакцию горожан, среди которых нашлось немало как тех, кто его поддержал, так и тех, кого он возмутил. Корреспондент НГС.НОВОСТИ прошел по городским улицам в предпраздничные дни, чтобы посмотреть, как Новосибирск готовится ко Дню Победы, кто пытается на нем заработать, а кто действительно вспоминает о подвиге участников войны.
Всего таких билбордов в Новосибирске появилось 25. По оценкам руководителя рекламного агентства «Мелехов и Филюрин» Александра Филюрина, печать и размещение на один месяц каждого щита стоит в среднем 35 тыс. руб. То есть общие затраты на эту рекламную кампанию могли составить 875 тыс. В том, что это именно реклама, а не просто «поздравления», как утверждают в КПРФ, можно убедиться, оценив размер логотипа партии на щитах.
Личность Сталина, конечно, часть истории. Однако 2,6 млн несправедливо (они были впоследствии реабилитированы) репрессированных по политическим статьям человек во время его правления — это тоже часть истории. По данным изданной при поддержке областной администрации Книги памяти жертв политических репрессий в Новосибирской области, в начале 2000-х на учете состояло больше 30 тыс. человек, которые были признаны жертвами политических репрессий. И это не считая тех, кто уже умер или был расстрелян сразу. Многие новосибирцы написали в соцсетях о том, как вспомнили своих репрессированных родственников при виде агитации с «вождем всех народов».
Конкурент коммунистов «Единая Россия» также не упустила возможности напомнить о себе горожанам. Правда, ее щиты сделаны настолько нейтрально и традиционно, что случайный взгляд вряд ли выделит их в общем потоке наружной рекламы. Это скорее элемент декора, чем живое обращение к кому-то.
Тем более что количество праздничных конструкций, которые размещаются непосредственно мэрией, явно превышает партийную агитацию. К чести муниципалитета, «отправитель» на всех этих поздравлениях не указан. Впрочем, попадая в обычную рекламную инфраструктуру, эти праздничные украшения вступают с обычной коммерческой рекламой в непростые отношения.
Особым типом праздничных украшений можно считать копию Знамени Победы — штурмового флага 150-й стрелковой ордена Кутузова II степени Идрицкой дивизии 79-го стрелкового корпуса 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта. Именно такое знамя было водружено 1 мая на здании Рейхстага, став символом взятия Берлина и победы в войне в принципе.
Праздничное оформление на здании Западно-Сибирского управления РЖД тоже информативно: на каждом из вертикальных баннеров — сведения о вкладе в Победу железнодорожников Западной Сибири.
Однако уже на здании Дворца культуры железнодорожников традиционные украшения ко Дню Победы сплетаются с афишами далекого от военно-исторической тематики шоу. Что делать — память памятью, а деньги как-то надо зарабатывать.
Радиостанция «Милицейская волна» решила не просто поздравить земляков, но и напомнить им о значимых датах Великой Отечественной. Кстати, о том, кто разместил эти листовки, можно узнать, только если прочитать внизу набранный довольно мелким шрифтом текст.
Сеть «Русские блины» покрылась праздничным декором. Вряд ли это помогает в конкурентной борьбе (по соседству с этим конкретно павильоном стоит точка «Дяди Дёнера», на котором никакой праздничной атрибутики нет).
Онлайн-игра World of tanks решила продвинуть себя при помощи фотопроекта, в котором изображение составлено из двух половинок — слева современник, справа его предок, участник войны. Видимо, каждый геймер, вышедший из очередного сражения победителем, должен таким образом почувствовать, что тоже вносит вклад в победу. Главное выбрать в игре правильную сторону, хотя бы в канун 9 Мая.
Вообще, День Победы давно превратился в один из праздников, который используется бизнесом для продвижения своих услуг. Можно, например, открыть «победный» вклад.
Чтобы не простаивать в ожидании очередного 14 февраля, полиграфические компании освоили выпуск «победных валентинок». Технология та же, просто вместо сердечек и амуров — звезды и георгиевская лента. Помимо фигурных открыток в ассортименте магниты и готовые нагрудные украшения.
Издательский дом «КоммерсантЪ» георгиевскую ленточку готов отдать совершенно безвозмездно. Нужно только купить его журнал «Власть». А вот журнал Men's Health если что-то и дарит, то только пробники к мужскому парфюму.
В эти дни торговля праздничной атрибутикой расцветает во многих людных местах. Кажется, точно те же люди, которые перед Новым годом торговали фейерверками, а перед 8 Марта — тюльпанами, решили заработать немного денег теперь на праздничных наклейках на машину и флажках.
Готовятся к празднику и сами горожане. Эта женщина, например, заранее приготовила штендер с портретом деда — участника войны. И правильно сделала — непосредственно перед праздниками в фотосалонах, которые оказывают такие услуги, будет настоящий аншлаг. Никто, впрочем, не заставляет туда идти — сделать такую конструкцию своими руками не так уж трудно.
Для кого-то 9 Мая — это повод для саморекламы или способ что-то продать, а для кого-то повод вспомнить тех, кто действительно сделал что-то для той победы. Например, кафе уйгурской кухни каждый год за свой счет напоминает себе и всем горожанам об участниках войны — уйгурах. И чтобы прочитать эти истории, вовсе не обязательно покупать там манты.
Абсолютное большинство нынешних жителей России родились уже после войны и просто физически не могли иметь к Победе никакого отношения. Возможно, поэтому большинство горожан к плакатам со Сталиным отнеслись спокойно: судя по голосованию на НГС, в котором приняли участие около 3 тыс. человек, более половины новосибирцев не видят в плакатах с этой исторической фигурой ничего особенного. Возмущают портреты диктатора только четверть горожан.
Люди совсем забыли смысл дня победы. Потеряли всякое понимание этого дня в принципе. За что "Деды воевали" в первую очередь? За то, чтобы спасти мир от угрозы гибели, чтобы не было войны! День победы - это день уважения и памяти, а не продажи пива с ленточкой! А сейчас что?! Конкурсы бодиарта с орденами и танками, нарисованными на голых грудях и ягодицах, тортики в виде мемориала павшим! А комбинезончики для младенцев, имитирующие шинель плюс чепчик-пилоточка? Колясочки, креативно оклеенные картоном в форме танков, Фотосессии детишек в миниатюрной военной форме с гвоздичками. Машины, залепленные надписями "спасибодеду", припаркованные поперек пешеходных переходов. Портреты депутатов на огромном плакате посреди города "Ура! Победа!" Это все не из головы, все нынешняя реальность. Монетизировать все, даже самое святое - память о погибших предках.
И максимально кощунственно раз в год покричав "Помним!" все остальное время поддерживать разрастание агрессивных настроений. "Не смешите мои искандеры", "Можем повторить" и прочее заигрывание с тематикой войны и смерти. Деды воевали и погибали именно для того, чтобы такого не повторилось больше никогда. Что ж вы творите-то, к чему идете?!
***
На солнце бабочки порхают
И небо льется синевой,
В тени песочницы играют
Солдаты третьей мировой.
Гость
6 мая 2016, 01:23
Отмелькала беда, будто кадры кино,
В чёрно-белых разрывах фугасных.
И в большом кинозале эпохи темно,
И что дальше покажут – неясно.
Разбивается луч о квадраты стекла
Довоенного старого дома.
И людская река по утрам потекла
По аллеям к заводам и домнам.
Просыхает асфальт, уменьшается тень,
И девчонка торопится в школу.
Довоенный трамвай, довоенный портфель –
Всё теперь повторяется снова.
Я в отцовских ботинках, в отцовских часах,
Замирая, смотрю без прищура,
Как в прозрачных, спокойных, тугих небесах
Самолётик рисует фигуры…
Двадцать лет, тридцать лет, сорок лет
Рушит хроника стены театров.
Двадцать лет, тридцать лет, сорок лет
Нас кино возвращает обратно.
Я не видел войны, я смотрел только фильм,
Но я сделаю всё непременно,
Чтобы весь этот мир оставался таким
И не звался потом довоенным.
Слова: О. Митяев