Улица Авиастроителей находится в Дзержинском районе, сразу за Горбатым мостом. Она тянется параллельно пр. Дзержинского с одной стороны, а с другой стороны граничит с Калининским районом. Всего в нескольких минутах ходьбы находится одна из любимых у новосибирцев улиц — Богдана Хмельницкого. Протяженность ул. Авиастроителей — почти 2,5 км, пройти пешком ее можно в среднем минут за 40.
Исследование аналитиков портала N1.ru совместно с НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ выявило самый комфортный район для проживания по мнению 5 тыс. новосибирцев. Им стал Шевченковский жилмассив. Среди самых нежеланных мест для жизни в пятерке лидеров оказалась ул. Авиастроителей в Дзержинском районе. Корреспонденты НГС.НОВОСТИ прогулялись по старой улице, застроенной домами в стиле сталинского ампира, окунулись в ее историю и выяснили, что здесь немало и хорошего.
Свое нынешнее название улица получила не сразу. Пожилые новосибирцы помнят ее как Ждановку (ул. Жданова). А до войны, как рассказала одна из местных жительниц, улица называлась Центральная, по крайней мере так было указано в ее документах на приватизацию квартиры. Первые дома начали строить еще в 30-х годах. Архитектурный стиль большинства строений — сталинский ампир, одно из самых ярких направлений в архитектуре первой половины XX века.
Для этого стиля характерны величественность и монументальность, которые выражаются в громадных арках, колоннах и барельефных изображениях. Первые дома строились для работников завода им. Чкалова.
Самые большие, с колоннами и террасами, предназначались для руководителей завода. В подъезде на каждой площадке лишь две квартиры, но площади у них немаленькие. Например, двухкомнатная — около 60 кв. м, трехкомнатная — 90. В угловом подъезде, из которого через стеклянную стену видна вся улица, есть и четырехкомнатные площадью 112 «квадратов». В подъездах лестницы с ажурными перилами.
Во время прогулки сразу бросается в глаза огромное количество всевозможных магазинчиков, которые завлекают покупателей перечислением своего широкого ассортимента: свинина, говядина, молоко, сметана, карнизы, потолочная плитка, пены, вино, водка, СТО, ателье, конфеты, ломбард, канцтовары, зефир, автосервис, ремонт обуви, солярий, парикмахерская, копицентр…
Анна Чернова, сотрудник детской библиотеки им. Н.Островского, с рождения жила в доме по адресу Авиастроителей, 15. Ее отцу, работнику завода им. Чкалова, здесь дали комнату. Коммуналки в этом доме есть и сейчас.
Примерно до 1980 года, по словам женщины, проезжая часть улицы была в 2 раза ýже. По одну сторону от трамвайных путей располагался бульвар. «Там росли деревья, даже подсолнухи. Мне было 8 лет, когда их стали убирать, — вспоминает Анна. — После этого здесь запустили 22-й троллейбус».
По словам местных жителей, в нескольких домах от улицы есть речка, которую они называют Фунька. Сейчас она почти вся высохла, но еще несколько лет назад сюда прилетали зимовать утки. Птицы не улетали, потому что в реку сливали теплые воды, а люди, живущие в многоэтажных домах, хорошо их подкармливали. В 50-х годах место рядом с рекой называли дамбой.
На Авиастроителей есть две школы, построенные еще до войны. До середины 40-х годов 57-я школа была мужской, а 36-я — женской. Как рассказала Елена Б., школы строили перед войной по такому проекту, который подразумевал возможность переоборудовать здание. Так и получилось. Во время войны из школ сделали госпиталь для раненных бойцов Красной армии. Для того чтобы не прерывать учебный процесс, учителя проводили уроки на дому или находили маленькие помещения, где вели занятия в несколько смен. Коллектив мужской гимназии получил благодарственное письмо за подписью Сталина за то, что они собирали бутылки для производства коктейля Молотова.
Дом на Авиастроителей, 14 называют директорским. Как рассказала председатель ТСЖ дома, здесь жили все руководители завода им. Чкалова, в частности его директор Иван Салащенко. А также главный инженер, главный технолог, главный бухгалтер и летчики-испытатели. Кроме того, во время командировок здесь останавливались конструкторы самолетов Ан и Як — Олег Антонов и Александр Яковлев. Кстати, местные дворы довольно просторны — проблем с парковками у живущих здесь, кажется, не так много, как у жителей центра.
Сейчас на первом этаже дома находятся магазины, а раньше здесь была богатая библиотека Чкаловского завода. «Я здесь прочитала Гомера, Доде и всю французскую литературу, — вспоминает председатель местного ТСЖ Галина. — Брала сушки и шла туда в читальный зал на все воскресенье». Во время перестройки власти решили, что опорный пункт милиции здесь будет нужнее. В 90-е годы на этом месте стали появляться киоски и магазины.
Атмосфера улицы и воспоминания местных жителей окунают в какой-то забытый мир прошлого. По дороге авторам встретился настоящий кусочек СССР — Клуб юных техников (КЮТ), таких по всему городу остались единицы. Школьников здесь учат авто-, авиа- и судомоделированию. Павел Замятин проработал в клубе 28 лет, а начинал заниматься автомодельным спортом еще со школы. «Дети стали другие, они более грамотные, хваткие. С пацанами работаешь — сам молодеешь», — поделился ощущениями от работы преподаватель. Однако, по мнению его коллеги, наряду с талантами есть дети, которые в 5-м классе даже не умеют пользоваться линейкой.
Заведений общепита здесь практически нет. Разве что кафе «Самарканд», спрятавшееся в одноэтажном павильоне между магазинами автозапчастей. А также кафе «Карат» у перекрестка с ул. 25 лет Октября — по словам Елены Б., раньше здесь был ресторан под названием «Обь», где ее родственник играл на саксофоне. Цены там были доступные, и она часто ходила туда с сыном. Со временем один ресторан менялся на другой, но сфера общепита, видимо, там заняла прочные позиции.
Жители улицы несколько недоумевают, почему их родные места приходят в упадок. Авиастроителей действительно очень похожа на ул. Богдана Хмельницкого, которая считается одной из самых любимых у горожан. «[Улицу] Богдана Хмельницкого берегут, грузовой транспорт там не ездит. А у нас ездит. Была улица зеленая, стала пыльная», — констатирует Елена.
По ее словам, ночью здесь едут фуры, и шум от них очень сильный, спасают только пластиковые окна. Несмотря на то что квартиры здесь большие, у покупателей они не пользуются популярностью. Дома старые, с деревянными перекрытиями. Одним из основных минусов люди называли пробки. Транспорт здесь ходит часто, в том числе трамвай. Но до Авиастроителей он уже забивается. Все стоят в долгих пробках. Контингент тоже, рассказывают местные, сложный: исторически здесь селились рабочие завода, а теперь много гастарбайтеров.
Улица расположена параллельно ул. Богдана Хмельницкого и пр. Дзержинского, но в силу своего географического расположения вынуждает жителей, чтобы выехать в центр или к метро, делать большой крюк. Это добавляет ощущения окраины. Но, несмотря на все недостатки, люди, живущие здесь всю жизнь, находят и плюсы. Например то, что улица хорошо освещена вечером, а также скопление всего необходимого в одном месте.
После войны эту часть города называли соцгородком (не социальный, а социалистический). Здесь хотели построить горнодобывающий завод, а вокруг него создать все необходимое для жизни. Поэтому и сейчас на одной улице есть поликлиника, больница, библиотеки, школы, магазины, Дом культуры. Раньше работали еще и две общественные бани. Предполагалось, что людям вообще не нужно будет без крайней надобности выезжать отсюда — Горбатого моста еще не было в планах, а «в город» можно было попасть только через железнодорожные пути.
Анна Богданова
Фото Ольги Бурлаковой