В понедельник, 26 октября, эхо землетрясения в Афганистане докатилось до Новосибирска — в 15:09 толчки менее 2 баллов напугали горожан, которые выскочили из квартир и офисов, ощутив дрожь земли. В очаге магнитуда составляла по одним данным — 7,7, по другим — 7,4. Корреспондент НГС.НОВОСТИ побеседовал с двумя сибирскими геофизиками, которые в режиме реального времени следили за происходящим в Афганистане, и узнал у них, как землетрясение в Гиндукуше докатилось до Сибири, может ли эпицентр мощного землетрясения оказаться под Новосибирском, а также попросил рассудить спорящих о том, почему одни чувствуют легкие подземные толчки, а другие — нет.
Виктор Селезнев, директор Геофизической службы СО РАН:
Граница Афганистана — это сейсмоопасный район, в нем землетрясения происходят с определенной регулярностью. Из-за того, что оно произошло на очень большой глубине, около 200 км, его и чувствовали достаточно далеко. До Новосибирска — 2400 км, и мы тоже ощущали это землетрясение. Мы дали оценку — магнитуда составила 7,4. Это из разряда очень сильных, зона, где происходят разрушения, занимает несколько сот километров в диаметре. Обычно при таких землетрясениях, как это, бывает около 1000 погибших и очень большие разрушения. (По данным на вечер вторника, 27 октября, официально жертвами стихии признаны более 360 человек. — А.А.)
Это землетрясение мы ощущали точно так же, как землетрясение, которое произошло в Японии [в 2011 году], — его даже в Москве ощущали.
Примерно через 300 секунд первая сейсмическая волна докатилась до Новосибирска. Мы знаем, как затухает волна с расстоянием, и можем оценить: какая сотрясаемость будет в нашем районе, если где-то произошло землетрясение. Помните, на Алтае было землетрясение в 2003 году? Там была магнитуда в 7,3 — до Новосибирска волна докатывалась больше 1000 км, и здесь была сотрясаемость до 3 баллов, даже люстры шатались.
Почему одни утверждают, что не чувствовали ничего, сидя на 20-м этаже, а другие ощутили толчки на 1-х этажах зданий?
Это связано с тем, на каких грунтах стоят здания и какая мощность слоя осадочных пород под этим зданием. Потому что у конструкции здания есть определенная резонансная частота. Те здания, у которых частота совпадает с той, которая пришла от землетрясения, — они начинают в резонансе раскачиваться, и там люди чувствуют. А у других зданий резонансная частота в другой области — и они (люди. — А.А.) ничего не чувствуют. Это зависит от конкретного места, где стоит здание, от свойств грунтов. В городе есть так называемая карта микросейсморайонирования.
У нас сотрясаемость в Новосибирске расчетная — 6 баллов, т.е. у нас не могут происходить землетрясения больше 6 баллов. Но! Если изучать детально различные районы, то можно найти те, где может произойти [землетрясение] и в 7 баллов.
Поэтому, когда что-то строят, делают специальное исследование грунтов, чтобы это учесть.
Может ли мощное землетрясение случиться на территории Новосибирска и области?
Землетрясения происходят оттого, что в Земле возникают определенные напряжения — например, одна плита движется на другую и возникает напряжение, растут горы и т.д. Мы находимся на плите достаточно далеко от тех мест, где происходят всякие геологические катаклизмы — это все южнее. У нас достаточно стабильный район, у нас могут происходить землетрясения в Бердске, в окрестностях. Но мелкие; сильные землетрясения у нас происходить не могут. У нас естественная сейсмичность, которая присутствует и в Камне-на-Оби, и в Бердске, — там есть напряженные участки, которые провоцируют землетрясения. Но мелкие.
Алексей Славский, руководитель группы сводной обработки центра сейсмологического мониторинга НИИ геологии и минерального сырья (Красноярск):
Там (в Афганистане. — А.А.) достаточно высокие горы, разлом очень активный — там постоянно наблюдаются толчки [магнитудой] от 4 до 5 — это для них норма. Раз в 3 года выдает 7–8 магнитуду — это нормально. Мы находимся достаточно близко для такого землетрясения, еще ближе есть тектонический разлом, который может выдать 9,5, — он идет по границе Китая и Монголии. Там мы вообще прекрасно его почувствуем, если что-то произойдет. Землетрясение в Афганистане, конечно, далековато — но тоже, получается, под боком у нашей страны.
То, что мы его почувствовали, — ничего в этом странного нет. Волна прекрасно распространяется по гористой местности, волны идут чистые, и то, что в высоких зданиях люди почувствовали толчки, — это нормально. Я помню, было в 2011 году землетрясение в Охотском море — так его и в Москве почувствовали. Весь мир почувствовал, потому что волна дважды обогнула [Землю]. Рассчитано соотношение — на каком расстоянии какой магнитуды должно произойти землетрясение, чтобы в той или иной степени мы его почувствовали. На расстоянии 1000 км, чтобы мы (красноярцы. — А.А.) почувствовали, где-то 5,5 в магнитуде [должно быть землетрясение] — самая минимальная волна до нас дойдет. Если ниже «пятерки» — всё, мы уже стопроцентно ее не почувствуем. Так же и для Новосибирска: если в радиусе 1000 км случится толчки 5–5,5 магнитудой — есть вероятность, что на верхних этажах почувствуют люди толчки. Потому что 5–6 магнитуда дает в эпицентре около 8 баллов. Ну и по затуханию сотрясаемость дойдет до нашего или вашего города.
Потенциально и под Красноярском, и под Новосибирском есть хорошие разломы, которые могут выдать магнитуду до 6 в эпицентре.
Но это очень маловероятно, что будет такое. Маленькое, я помню, у вас землетрясение было — «троечка», таких раз в лет так 20–30 можно ожидать всегда. Ниже «тройки», «двоечку» можно ожидать всегда — и у вас, и у нас, они уже почаще случаются, допустим раз в 2–3 года. А такое, чтобы хорошо-хорошо бабахнуло, — такое очень редкое явление.
Александр Агафонов
Фото depositphotos.com (1), скриншот с earthquake.usgs.gov (2)