В этом году исполняется 90 лет со дня смерти Федота Махотина — человека, который привез в Ново-Николаевск киноленту и превратил рыночный склад в первый кинотеатр города. С этого момента в течение века кино было самым популярным и массовым видом искусства в Ново-Николаевске, как во всей России и мире. Сегодня мэрия Новосибирска решила установить в сквере перед Новосибирским театром оперы и балета памятный камень, посвященный «Театру-синематографу Ф.Ф. Махотина». Его установление приурочено к 105-летию со дня открытия кинотеатра. Сценарист и историк сибирского кино Виктор Ватолин рассказал корреспонденту НГС.НОВОСТИ о неординарной личности бывшего акробата Федота Махотина и о том, над какими блокбастерами рыдали горожане сто лет назад.
Справка: Ватолин Виктор Алексеевич — член Союза кинематографистов РФ, сценарист и редактор документального кино. По его сценариям снято около 60 документальных, научно-популярных и игровых фильмов. Параллельно с основным творчеством Виктор Ватолин занимается исследовательской деятельностью. Он автор ряда книг и публикаций об истории сибирского кино дореволюционного и советского периода, в частности, таких книг, как «Синема в Сибири» (2003), «Люди-вехи новосибирского кино» (2010).
Каким человеком был Махотин?
Федот Фаддеевич Махотин родился в Тульской губернии в крестьянской семье. Еще в детстве родители отправили мальчика в город на заработки. Сначала он работал в услужении в театре, а потом попал в цирк. С 15 лет он с цирковой труппой мотался по городам и весям. Стал акробатом. Хотя он никогда не переступал порога школы, он был явно незаурядным человеком. Меня поразило: в своей анкете он пишет, что знает французский и немецкий языки. Вероятно, он выучил их, общаясь с артистами, приехавшими в Россию зарабатывать деньги.
В 1908 году, когда Федот Махотин с беременной женой и двумя детьми решил остаться в Ново-Николаевске и открыть здесь первый кинотеатр, жили они очень бережливо.
Объявление об этом появилось в местных газетах. Но тогда пальто из кенгуру не было экзотом, это была распространенная и недорогая вещь, как сейчас замша. В 1913 году Федот Махотин начал сам снимать фильмы и показывать их в своем кинотеатре. Это были первые киносъемки в Ново-Николаевске. Сначала это были отдельные фильмы, а потом он начал выпускать что-то вроде городского киножурнала. Федот Махотин был весьма развитым человеком. В своей страховке 1915 года он упоминает домашнюю библиотеку стоимостью в 1,5 тыс. руб. Я посмотрел другие страховки — учительницы, врача и служащего, там стоимость книг не превышает и 200 руб.
Но он не просто обустраивал кинотеатр и денежки считал, он стал довольно заметным в городе общественным деятелем. В 1909 году он один из создателей и активистов Общества попечения о народном образовании. Занимался он и благотворительностью, был попечителем мужского училища и женского.
Когда новониколаевцы впервые увидели кино?
В мае 1896 года первый в России киносеанс прошел в Москве, а уже в конце этого года кино увидели и новониколаевцы. В 1896 году на ярмарке в Нижнем Новгороде Федот Махотин и его товарищи из цирковой труппы увидели только что привезенный из Франции аппарат Люмьера. Они сразу поняли, что это забойный цирковой номер. Циркачи купили аппарат и уже с этой новинкой отправились на гастроли в Томск.
К этому времени Транссибирскую железную дорогу уже достроили до станции Обь — будущего Ново-Николаевска. Была построена и ветка до Томска, но по ней прошли только пробные поезда. Чтобы железнодорожники разрешили труппе доехать на поезде до Томска, циркачи показали им кино.
Первый киносеанс в Ново-Николаевске прошел в недавно открытой школе, которая находилась напротив современного вокзала Новосибирск-Главный.
Стационарный кинотеатр в Ново-Николаевске Федот Махотин открыл позднее, будучи уже не просто цирковым акробатом, а замдиректора известного цирка Эйгус.
Как выглядел первый кинотеатр Махотина?
Раньше на месте площади Ленина была огромная ярмарочная площадь. Там, где нынче находится сквер перед оперным театром, стояло складское помещение, его-то и купил Федот Махотин. По сути, первый кинотеатр — это переоборудованный сарай, в котором стояли скамейки, а вмещал он изначально не более 100 человек.
Но из года в год Федот Махотин расширял его, вкладывая в это много сил и денег. К 1917 году в кинотеатре было уже около 600 мест.
Одним из первых в городе он поставил динамо-машину, которая освещала вход в кинотеатр. Я представляю это: ночью зимой огромный темный пустырь и светящееся здание с фонарем.
Я бы точно пошел полюбоваться. Был в кинотеатре и небольшой буфет. Перед началом сеанса в кинотеатре играл оркестр. Несмотря на все вложения, театр Федота Махотина был довольно простой, спартанский.
В 1915 году прямо рядом с ним, на месте нынешней мэрии, появился еще один кинотеатр — «Гигант». Его открыли две дамы — жены богатых купцов. Зрительский зал в нем был больше, кинотеатр был украшен дорогими шторами и цветами. Федоту Махотину с ними было конкурировать трудно. Но к нему шли не менее охотно: он брал другим — свежестью репертуара и рекламой. Между прочим, он одним из первых обустроил в своем кинотеатре ватерклозет, которые были в то время редкостью даже в богатых домах.
А как Махотин рекламировал свои фильмы и справлялся с конкуренцией?
Все время существования махотинский театр был одним из самых успешных. Естественно, это вызывало зависть конкурентов и стремление их устроить ту или иную каверзу. Махотин был вынужден отвечать.
А конкурентом Федот Фаддеевич был безжалостным. Его коронным номером был «подрыв». Выполнялся так. Предположим, конкурент заполучил ходовую картину, которая Махотина минула. Скажем, «Дворянское гнездо» по Тургеневу. У Махотина ее нет, а сосед, получивший картину, широко ее рекламирует. И вдруг за день до премьеры в репертуаре махотинского театра появляется тоже «Дворянское гнездо». Причем делается к картине и аннотация, где написано, что фильм — не по Тургеневу. Но название набрано крупным шрифтом, а аннотация так мелко, что заинтересоваться ею могли только самые дотошные зрители. В итоге разогретые рекламой зрители шли сначала к Федоту Махотину, а к конкуренту — уже оставшиеся.
Как менялись вкусы горожан на протяжении ста лет?
А они за время существования кино не изменились. Человек по своей сути, со всей своей психофизикой и своими скелетами в шкафу, разве изменился за сто лет?
Сдается мне, он и за сто тысяч лет не изменится. Как и сейчас, больше всего новониколаевцы любили смотреть мелодрамы, вторым номером шли комедии, а третьим — боевики. По-моему, все сохранилось до дня сегодняшнего.
Какие главные блокбастеры были в Ново-Николаевске и Новосибирске?
Самые первые фильмы были очень короткие, и их эстетическая ценность была не очень велика. Экранизация романа Достоевского «Преступление и наказание» длилась 15 минут: пришел, топором махнул, попереживал, и все.
Ажиотаж был вокруг приключенческих, детективных фильмов. В 1915 году очень популярным был фильм о воровском мире «Сашка-семинарист». Со временем вкусы зрителей расслаивались.
К концу дореволюционного периода в русской кинематографии попадались ленты очень высокого профессионального и эстетического уровня. В 1915–1918 годах новониколаевцы смотрели «Пиковую даму» и «Отца Сергия», снятых по русской классике, которые интересно смотреть и сейчас.
Елена Мальгина
Фото автора