В конце ноября Яндекс зафиксировал по всей России эпидемический интерес к болезни Клаупфера. 27 ноября загадочный недуг стал темой дня в запросах Яндексу из Новосибирска: отсюда их пришло 5 тыс. Симптомы неизлечимой болезни Клаупфера заинтересовали пользователей после того, как она была упомянута в 47-й серии ситкома «Универ. Новая общага» на канале ТНТ.
Как пояснил представитель компании «Яндекс» по Сибири и Дальнему Востоку Сергей Вепренцев, болезнь Клаупфера стала для России в целом второй по популярности темой после дела Расула Мирзаева.
Заинтриговавшая публику болезнь Клаупфера оказалась выдуманной сценаристами ситкома «Универ». По сюжету Кузя — один из главных героев — сфабриковал фальшивую справку с таким диагнозом и стал в глазах окружающих без пяти минут покойником. Сейчас Яндекс в ответ на запрос «болезнь Клаупфера» выдает преимущественно ссылки на новости об этом недоразумении. Ранее же задававшиеся этим вопросом, скорее всего, находили аналогичные запросы от прочих встревоженных граждан — и ехидные ответы на них. Так, 29 ноября на сайте PostSite.ru появился написанный в псевдонаучном стиле текст, который описывал болезнь Клаупфера как «редчайшее нейродегенеративное заболевание».
Группой риска в пародийном тексте объявлялись «лица молодого возраста, ведущие пассивный образ жизни и регулярно подвергающиеся различным электромагнитным излучениям».
Ситком «Универ. Новая общага» (продолжение «Универа», выходившего в 2008–2011 годах) идет на канале ТНТ с осени 2011 года. Сценаристы и продюсеры сериала — Вячеслав Дусмухаметов («Папины дочки», «Интерны», «6 соток») и Семен Слепаков («Наша Russia»). Сюжет вертится вокруг нескольких студентов — соседей по общежитию. Вот аннотация 3-го сезона на официальном сайте ТНТ: «Кузя одевает (так в оригинале. — Е.П.) немецкую форму и становится гламурным фотографом в стиле ню. Майкл научился видеть девушек голыми сквозь одежду. Антон раздевает Кристину до кружевных чулок и привязывает к кровати. И даже Яна, презрев природную скромность, оставляет любимого Олега в прямом смысле без штанов». Сериал в целом выдержан во вкусе подростков, однако формально имеет возрастную категорию «16+».
Болезнь Клаупфера — не первый случай, когда новосибирцы озаботились своим здоровьем по подсказке из телевизора. В частности, рассказал Сергей Вепренцев, показ фильма «Области тьмы» (в котором фигурируют таблетки NZT, делающие людей умнее) породил запросы «таблетки NZT купить». Также, по свидетельству сибирского представителя «Яндекса», пользователи продолжают интересоваться «концом света 21 декабря 2012 года», в том числе и «рекомендациями по выживанию» (интерес, также во многом подогреваемый телевизионными программами).
«Смотрел «Рен-ТВ» про конец света, там было сказано про северное сияние как о предвеснике (так в оригинале. — Е.П.) приближающегося конца», — сообщил в комментариях один из читателей НГС.НОВОСТИ.
«Люди очень часто винят в «оболванивании» телевизор. Но это — чисто советский подход, основанный на убеждении, что с человеком можно сделать что угодно, человек — только материал для манипуляции, — комментирует психотерапевт Александр Буцких. — Хочешь — лепи гения, хочешь — идиота.
Хотя советские пропагандисты в итоге столкнулись с тем, что это не работает: их попытка создать нового человека потерпела фиаско.
Но люди до сих пор охотно повторяют идею того, что человека лепят телевизор, пропаганда или еще что-то. Потому что опровергнуть ее — значит взять на себя ответственность (не «меня обманывают», а «я обманываюсь»). На мой взгляд, возможности пропаганды вообще сильно ограничены, и особенно — по отношению к людям, способным рефлексировать. Это как гипноз, который практически не действует на людей с критическим мышлением.
Впрочем, сказать, что люди умны в массе — значит погорячиться.
Вокруг нас встречаются и люди с легкими, не диагностированными формами слабоумия, и люди с различными душевными проблемами: депрессия, например, действительно притормаживает умственную активность».
По мнению господина Буцких, доверчивость к транслируемой телевизором информации (в том числе и псевдонаучной — о конце света, полтергейстах, экстрасенсах и тому подобном) характерна не только (и не столько) для поколения, смотрящего «Универ», сколько для людей постарше: «Мое личное убеждение: новое поколение больше способно к критическому мышлению, потому что они имеют гораздо больший потенциал к индивидуализации, выделению себя из массы».
Борис Комаров, президент группы компаний «Юнитон-Медиа», ранее работавший на ГТРК и НТН, также считает интерес юного зрителя к болезни Клаупфера не признаком глупости, а напротив, нормальным проявлением любознательности: «Хочешь зацепить аудиторию — употреби непонятный термин. Естественно, что люди захотели выяснить его смысл».
Елена Полякова
Фото kinopoisk.ru