Город Аккумулятор Чапаева

Аккумулятор Чапаева

Директор «Лиотеха» считает, что существующие проблемы самого современного завода Новосибирска временные, но готов продать акции иностранцам уже завтра

23 ноября 2012 года в Новосибирск прибыл первый автобус НефАЗ на литий-ионных аккумуляторах производства новосибирского завода «Лиотех». Пока автобус проходит испытания на НЗХК, но вскоре должен отправиться на городские маршруты. Производство аккумуляторов для подобных автобусов — одно из трех основных направлений завода «Лиотех», который 8 декабря отмечает год с момента запуска производства. Завод принадлежит госкорпорации «Роснано». Пока он не вышел на планируемые объемы производства. Кому нужны эти аккумуляторы, когда продукция будет производится целиком из российских комплектующих, почему на заводе есть текучка кадров, почему А.Чубайс хочет продать акции завода и зачем западные компании присылают в Сибирь специалистов по промышленному шпионажу — в интервью с директором завода Игорем Чапаевым.

Справка: Чапаев Игорь Геннадьевич (1960 г.р.) — окончил Новосибирский электротехнический институт (ныне НГТУ), факультет приборных устройств. С 1983 по 2008 гг. работал на Новосибирском заводе химконцентратов в должности инженера-технолога, начальника цеха, директора по производству, технического директора. В 2009–2010-м — в компании ЗАО «НЗХК-Инжиниринг» главным конструктором. С 2011 г. — директор завода «Лиотех».

Игорь Геннадьевич, кто является основным потребителем литий-ионных аккумуляторов (ЛИА) производства ООО «Лиотех»?

ООО «Лиотех» производит аккумуляторы, которые используются в трех крупных направлениях: электротранспорт, хранилища электричества и источники бесперебойного аварийного питания. Хранилища электричества — это новое направление в энергетике, так как до появления систем, работающих на литий-ионных аккумуляторах, подобных хранилищ не существовало.

Вышел ли завод на плановую мощность? Сколько аккумуляторов произведено на сегодняшний день?

Завод производит три типа литий-ионных аккумуляторов: 240, 380 и 770 ампер-часов. Принято считать производительность не в штуках аккумуляторов, а в ампер-часах. На сегодняшний день на заводе произведено 24 млн ампер-часов.

Это плановый показатель?

Изначально планировалось произвести больше, но ничего страшного в этом нет. В настоящий момент идут два параллельных процесса. Первый — совершенствование оборудования, второй — совершенствование изделий и внесение изменений в технологию. Компания стремится к тому, чтобы аккумуляторы были самыми лучшими по всем показателям, в том числе и по соотношению цена-качество. Также принимаются во внимание рынки сбыта.

Знают ли за границей, что в Сибири построен завод по производству ЛИА?

Да, завод посещали представители различных зарубежных компаний, и я допускаю, что многие из них являются промышленными шпионами. Они пытаются выведать особенности технологии, узнать как можно больше информации. Кроме того, отдел сбыта компании работает над проектами в Западной и Восточной Европе, и я уверен, что в следующем году туда будут организованы поставки продукции.

Чем выгодно такое производство региону?

Отчислением налогов: социальных, земельных, имущественных, созданием новых рабочих мест.

Расскажите подробнее о сотрудничестве с ОАО «НЗХК».

ООО «Лиотех» и ОАО «НЗХК» являются партнерами. ОАО «ТВЭЛ», головная компания ОАО «НЗХК», совместно с ОАО «Роснано» работает над проектом «Катодные материалы». Катодный материал является одним из ключевых в производстве литий-ионных аккумуляторов, поэтому компания «Лиотех» станет основным потребителем продукции данной компании.

Откуда поставляются основные комплектующие?

Из Китая, но 67,6 % позиций комплектующих по перечню спецификации на данный момент производится в России. Как только проект «Катодные материалы» заработает в полном объеме и самые важные компоненты компания «Лиотех» будет приобретать у них, тогда российская локализация производства компонентов составит более 80 % в стоимостном выражении.

Каким образом осуществляется продвижение продукции компании на рынке?

ООО «Лиотех» совместно с партнерами предлагает комплексные решения по использованию литий-ионных аккумуляторов в различных отраслях. Например, компания «Мобэл» создает электронные системы и внедряет наши аккумуляторы в транспортную отрасль.

Сейчас в Новосибирске мало электротранспорта, хотя год назад многие думали, что после запуска завода новосибирцы будут ездить на электромобилях и электробусах.

В Новосибирске на данный момент 2 троллейбуса на литий-ионных аккумуляторах и существует заказ еще на несколько троллейбусов. ОАО «НЗХК» приобрело «ГАЗель», которая доставляет грузы со склада в цеха, и рабочие при этом не дышат выхлопными газами. Также в собственности ОАО «НЗХК» есть автобус на литий-ионных аккумуляторах.

Как развиваются остальные направления реализации аккумуляторов?

Существуют системы, которые пользуются спросом в районах, где возникают перебои с электричеством, например в Подмосковье, для которого характерны высокая плотность населения и высоконагруженные энергосистемы. При возникновении перебоев в данном случае заработает не дизельная станция, а система на литий-ионных аккумуляторах, которая за счет накопленной в аккумуляторах энергии обеспечит дом электричеством. Такие энергосистемы привлекательны тем, что при нормальной работе сетей они накапливают энергию, а при отключении — отдают ее. Кроме того, в энергетической отрасли и в сфере связи существуют собственные аккумуляторные системы, обеспечивающие безаварийную работу техники. Если перевести их работу на литий-ионные аккумуляторы, это создаст хороший рынок сбыта.

Таким образом, Москва является основным потребителем? Есть ли спрос в Новосибирске?

Большую роль в этом вопросе играет плотность населения и платежеспособность. В Москве огромное количество частных домов, в которых могут использоваться системы аварийного электроснабжения для поддержания работы отопительных котлов, сигнализации и т.п.

Сколько стоит такая система?

Около 1 млн руб.

Насколько успешно реализуются аккумуляторы?

В настоящее время не все идет так, как планировалось, но никаких сомнений в перспективах сбыта нашей продукции нет.

Каков уровень зарплат на предприятии?

Сегодня средняя зарплата на заводе невысокая, около 30 тыс. руб., но выплачивается официально по действующему законодательству. Руководство компании заинтересовано в повышении зарплат, но предприятию необходимо увеличить объем выпуска.

Наверное, дешевле было бы нанять гастарбайтеров?

Нет, мы придерживаемся иного подхода при подборе персонала. В основном на завод принимаются молодые люди до 40 лет. Изначально для кандидатов устанавливалось требование — обязательное среднетехническое образование. Однако со временем пришлось от этого требования отказаться. На заводе 20–25 % рабочих имеют высшее образование, и при появлении инженерных вакансий мы прежде всего рассматриваем кандидатов из внутреннего кадрового резерва.

Были ли какие-то особые требования?

Хотелось, чтобы на заводе работали некурящие люди. Требовать мы этого не можем, это нарушение закона, но такое пожелание было.

Как обстоит дело с текучкой кадров?

Сейчас на заводе работает 470 человек, за время работы предприятия (примерно 1 год) уволились 181 человек, десятая часть которых уволена по нашей инициативе. Остальные делятся на две группы: недовольные зарплатой и недовольные месторасположением завода.

Какой график работы на заводе?

График составлялся с учетом пожеланий рабочих. Смены 12-часовые: 2 смены в день, 2 смены в ночь и 4 дня отдыха. С учетом отдаленности лучше работать по 12 часов, но ездить на завод реже.

Добираться до вас действительно долго.

Мы доставляем персонал из города на служебном транспорте. Существует два пункта отправления — пл. Калинина и пл. Маркса. Но рабочие жалуются, что много времени уходит на дорогу. Площадь Энергетиков особенно трудна для проезда.

Настораживают разговоры, что завод могут продать… Упоминаются компании из Гонконга, Сингапура.

На ваш взгляд, это плохо?

Хотелось бы, чтобы компания была именно российской!

Так покупайте! Компания «Лиотех» — собственность ОАО «Роснано». Госкомпания делает все, чтобы страна технологически росла, заводы строились, предприятия работали. Согласно стратегии руководства ОАО «Роснано», быть собственником какой-то компании больше 3–4 лет нет смысла. ОАО «Роснано» создает новые предприятия, продает их акции и реинвестирует в другие проекты в России. Таким образом, продажа акций компании — это лучший показатель ее работы, так как компанию готовы купить.

Продадут все акции?

По сделке, о которой вы говорите, есть одобрение на продажу 75 % акций. Анатолий Борисович Чубайс часто приводит пример: есть в Санкт-Петербурге одна компания, которую профинансировало ОАО «Роснано». Руководство компании выкупило все акции, кроме одной. «Роснано» оставило одного человека в совете директоров и заявило, что свои компании не бросает и любой поддержкой всегда обеспечит.

Сергей Стюард

Фото Стаса Соколова

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
171
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Доверия нет никакого»: сибирячка погасила огромные долги умершего экс-супруга — почему она не смогла закрыть счета в банках
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
Вечер под винил и элитные голубцы: жительница Новосибирска приехала в Томск на выходные, чтобы поесть — что ее впечатлило
Маргарита Резникова
СММ-редактор
Мнение
«Чувствую себя обманутой дважды»: журналистке НГС продали сломанный телевизор за 100 тысяч рублей — за замену пришлось платить
Анонимное мнение
Мнение
Страшно. Красиво. Как блогер отдыхала в Крыму под звуки выстрелов
Ольга Чиги
блогер
Рекомендуем
Знакомства
Объявления