С прошлого года новосибирские туристы, отдыхающие в Таиланде, завозят на родину лихорадку Денге, заявила начальник отдела надзора на транспорте и санитарной охраны территории Роспотребнадзора по НСО Елена Пудова. В прошлом году такой диагноз поставили 6 туристам, вернувшимся из Таиланда. В этом году, начиная с весны, заболели уже трое. Опасна ли тайская зараза и какие еще заболевания везут новосибирским инфекционистам и венерологам любители экзотики, выясняла корреспондент НГС.НОВОСТИ.
По словам Андрея Федянина, замначальника отдела надзора на транспорте и санитарной охраны территории Роспотребнадзора по НСО, с апреля этого года выявлено уже три случая заражения туристов в Таиланде лихорадкой Денге. Господин Федянин поясняет, что туристы отдыхали в курортных центрах вроде Паттайи; но заразились, скорее всего, выезжая на экскурсию в джунгли.
Инкубационный период длится в среднем 3–15 дней. Классическая лихорадка Денге (которой заболевают при первичном инфицировании, что и актуально для туристов) проявляется ознобом, болью в костях, суставах и мышцах, тошнотой, головокружением, бессонницей, покраснением лица, глаз и горла, высокой температурой. В течение 3–7 дней сохраняется зудящая сыпь. Она может быть похожа на скарлатинную, представлять собой точечные кровоизлияния или ярко-розовые волдыри размером до нескольких сантиметров.
При классической форме лихорадки Денге прогноз благоприятен. Умереть же (с вероятностью около 5 %) можно от геморрагической формы, сопровождающейся кровавой рвотой, увеличением печени и т.д. Но эта форма развивается только у жителей неблагоприятных регионов (Юго-Восточная Азия, Африка и т.д.) при многократном заражении. Для предотвращения заражения лихорадкой Денге нужно использовать репелленты и защитные сетки — болезнь переносится комарами. Однако, как пояснила Елена Пудова, российские комары ее не переносят.
По данным Роспотребнадзора, за сезон происходит 20–25 случаев, когда возвращающиеся домой из-за рубежа новосибирцы привозят с собой инфекции. Чаще всего из Таиланда, Китая, Вьетнама, Индии, Турции.
Лихорадка Денге в списках Роспотребнадзора — чуть ли не самое экзотическое из ввозимого в регион в организмах новосибирцев. Подавляющее большинство медицинских «сувениров» — острые кишечные инфекции (дизентерия, сальмонеллез и т.д.). «И ОРЗ из-за жары и кондиционеров, — добавляет господин Федянин. — Не помню ничего редкого и особо опасного, кроме случая два года назад завоза бешенства из Киргизии».
«Наиболее часто при выезде за рубеж происходит заражение острыми кишечными инфекциями, брюшным тифом, вирусными гепатитами, малярией, гельминтозами», — перечисляет Лариса Вовней, заместитель главврача городской инфекционной больницы № 1 (именно туда попадают неудачливые путешественники). Впрочем, госпожа Вовней поясняет, что кишечные инфекции сильно лидируют по частоте, а тиф или вирусный гепатит находят у вернувшихся из-за рубежа туристов редко — 2–3 раза в год.
С точки зрения венеролога клиническая картина туризма тоже выглядит прозаично. «Из Таиланда и других экзотических стран везут те же заболевания, что распространены и у нас, — от гонореи до трихомониаза, —
рассказывает дерматолог-венеролог Центра новых медицинских технологий Дмитрий Кожевников. — На моей практике был только один случай, когда мне потребовался запрос, чтобы определить мягкий шанкр: не характерную для нашего региона болезнь».
«Поток заболеваний, передающихся половым путем, из Таиланда есть, но не ошеломляющий. 2–3 человека в месяц — около 5 % от всех больных — сообщают, что заметили подозрительные симптомы после поездки», — говорит Олег Абаимов, уролог-андролог медцентра «Юнона», напоминая о предохранении.
Роспотребнадзор и туроператоры считают, что свести риск кишечных инфекций и других заболеваний к минимуму можно, если вообще не покидать территорию отеля и не притрагиваться ни к чему, кроме приготовленного на сертифицированной гостиничной кухне. Впрочем, такой отдых устроит далеко не всех.
Русские, осевшие в Таиланде, скептически относятся к идее воздержания от местной еды, но настаивают на необходимости частого мытья рук и запрета брать в рот любую воду кроме бутилированной. «Если заведение внушает доверие — заказываем любую еду, — рассказывает Александр, год живущий в Пхукете. — Первый раз мы серьезно отравились на Бали в тайском ресторане. Ели с женой разные блюда, но симптомы были одинаковые… В самом Таиланде: пара серьезных пищевых расстройств, множество воздушно-капельных и простудных зараз. Один раз в садике была серьезная местная инфекция, похожая на скарлатину, и много детей ею переболели». Впрочем, Александр говорит, что все это уступает опасности, подстерегавшей в родном Новосибирске и его окрестностях:
«Честно говоря, не знаю ни одной местной (тайской) заразы, сравнимой по опасности с зараженными клещами».
В начале июля этого года в НСО зарегистрировано 14 204 покуса клещей (на 22 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года). Из 7674 клещей, сданных на экспертизу, 5,5 % заражены вирусом клещевого энцефалита, 42,1 % — боррелиозом. С начала сезона энцефалитом в НСО заболели 46 человек.
Зато местных комаров можно не опасаться. Несколько лет назад сообщалось об участившихся случаях переноса комарами и клещами вируса лихорадки Западного Нила. Но прошлым и нынешним летом, по данным Роспотребнадзора, случаев заражения им в области не было. По словам Андрея Федянина, местные комары могут переносить опасную инфекцию туляремию (в прошлом году в НСО выявлено 14 случаев, в этом пока ни одного), а в некоторых районах области — омскую геморрагическую лихорадку, но таких случаев в последнее время не зарегистрировано.
Елена Полякова
Фото Стаса Соколова