Жители наукограда Кольцово объявили конкурс на разработку внешнего вида нового символа города. Победителю обещают выплатить небольшое вознаграждение. Окончательное имя персонажа — Кольцорик — перевели в статус «рабочего названия» на следующий день после того, как о конкурсе узнал мэр наукограда Николай Красников. Корреспондент НГС.НОВОСТИ изучил сказочных персонажей, которых рождает земля сибирская, и узнал, что думают о них и о Кольцорике российские художники, дизайнеры и маркетологи.
Центр культуры и досуга рабочего поселка Кольцово предложил на минувшей неделе всем желающим за вознаграждение в 100 у.е. принять участие в конкурсе и разработать эскиз костюма Кольцорика. Объявление об этом появилось на официальном сайте наукограда. «Придумать дизайн и образ костюма Кольцорика, подробно описать каждую деталь одежды, какая ткань должна использоваться для того или иного фрагмента костюма», — говорится в его тексте.
Директор «Агентства регионального маркетинга» Анна Динельт говорит, что Кольцово сейчас занимается тем же, что делают и остальные города: «Идет процесс поиска идентичности территории с каким-то персонажем, это общая тенденция, но механизмы реализации этих проектов очень разные». По словам г-жи Динельт, некоторые города выдают подряды на создание городского бренда специальным компаниям, кольцовцы же прибегли к другому механизму — краудсорсингу (от английских слов crowd — толпа и source — источник): «Его преимущество в том, что решение не принимается кулуарно, у многих появляется возможность обсудить бренд, поучаствовать в принятии интересного, конструктивного решения».
Глава Кольцово Николай Красников узнал об инициативе горожан из СМИ. «Я уважаю общественные инициативы, но мне это слово — Кольцорик — не очень нравится, — сказал мэр. — Мы еще поработаем над ним, вынесем обсуждение на более широкую площадку, будем выбирать из нескольких вариантов, если потребуется — увеличим премию».
«Кольцорик — странное слово, похоже на сухарик, очкарик, алкоголик, никаких визуальных ассоциаций толком не вызывает, — говорит художник Артем Лоскутов. — В Сибири вообще с региональным брендингом все туго, разве что только томские болельщики как-то интересно обыгрывают гербовый рисунок региона — коня».
В качестве примеров удачного российского регионального брендинга опрошенные нами эксперты назвали красную букву «П» — символ Перми, который, по задумке авторов, должен встречаться повсюду в городе, вплоть до корпусов автобусных остановок, а также символ Калужской области — букву «К», вписанную в букву «О».
По мнению арт-директора студии «Март.Дизайн» (работала с брендами «Хлебница», «Сибирский Молл», «Сибирский гурман», Flamp) Ника Запорожского, в Кольцово нарушена технология брендирования. «Сначала ставится задача, приходит понимание, каким должен быть результат, — говорит эксперт. — Скажем, в Мельбурне стояла задача привлечь в город туристов, которые по определению не знают, что там делать. Они разработали отличную букву «М», которая меняет внешний вид в зависимости от того, где применяется: в контексте культурных, театральных или каких-то других событий. А в Кольцово говорят, что их эмблема должна опираться на совершенно невизуализируемые слова: «инновации», «креативность». Это бред какой-то».
По словам эксперта, само слово похоже на то, что персонаж нуждается в медицинской помощи. «Кольцорик — как алкоголик, будто его кальцоризм накрыл», — смеется г-н Запорожский.
На следующий день после того как Кольцорик попал в новостные сводки, в администрации наукограда прошла планерка, после которой директор местного Центра культуры и досуга Алла Лобода сообщила корреспонденту НГС.НОВОСТИ, что Кольцориком символ города называться не будет. «Мы обсудили эту инициативу, звучали новые названия, например, Кольцевик, Векторик, — рассказывает мэр Кольцово. — Но мне больше нравится Кольцевичок, это как-то теплее, что ли».
Услышав новые названия, включая любимый вариант кольцовского главы, эксперты не сразу заметили их созвучие с символом Новосибирска Городовичком, тем самым, который на официальных мероприятиях присутствует вместе с Обинушкой. Наиболее емкую характеристику этим персонажам дал дизайнер Артемий Лебедев. Правда, из 52 слов, которые он им посвятил, 6 — непечатные. Среди более приличных характеристик — «чудовищно низкое качество графического решения», «тиражные олигофренические лица».
«Этот стиль должен был умереть с развалом СССР, но рука у художников оказалась настолько набита, что стиль — западные генетики в панике — передается новым поколениям», — резюмировал эксперт, вероятно, ничего не знающий о других творениях новосибирских художников: Муницыпленке и Балконовне с Фасадычем.
Кирилл Маковеев
Фото sovsib.ru