Скандал вокруг выставки «Родина» завершился тем, что жители Новосибирска оказались лишены возможности составить о ней свое собственное представление. Администрация аэропорта «Северный», в здании которого «Родину» могли посмотреть все желающие в Ночь музеев (реклама выставки до сих пор висит на щитах в центре города), выселила современное искусство из своих стен. Изначально выставку должны были показать в краеведческом музее, однако это вызвало возмущение некоторых депутатов областного Заксобрания. Губернатор Новосибирской области Василий Юрченко счел, что выставке, «вызывающей разногласия в обществе», не место на площадях государственного музея. 13 мая, перед демонтажем «Родины», журналисты получили возможность ознакомиться с тем, что депутатам и губернатору показалось недостойным и провокационным.
Справка: Выставка «Родина», собранная галеристом Маратом Гельманом и Ириной Яшковой, была открыта в Перми в сентябре 2011 года — в рамках проекта, поддерживаемого президентом Дмитрием Медведевым. Задача выставки — анализ различных стереотипов о России.
Слухи о безнравственности выставки «Родина» оказались явно преувеличенными. Бездуховного в ней оказалось не больше, чем в картинах Кустодиева и Петрова-Водкина.
По словам организаторов выставки, проведению выставки помешал бывший владелец здания аэропорта «Северный», новосибирский бизнесмен Вольдемар Басалаев, осужденный в 2007 году к 5,5 годам лишения свободы, но освобожденный досрочно.
Инсталляция Александра Бродского «Дорога». Россия в ней сравнивается с плацкартным вагоном и одновременно — с нарами (заметим, весьма комфортными).
«Мягкая родина» Дмитрия Цветкова — арт-объект в форме карты России, состоящей из подушек и нашитого на них бисера. Интерпретировать ее каждый может по-своему. Как тест Роршаха.
Инсталляция Анатолия Осмоловского «Мы подошли, но ничего не случилось, видимо, что-то сломалось» предлагает подумать о трансформации священного в СССР куска блокадного хлеба в объедок современности. Куда ведут обгрызенные врата — неясно.
Работа «За отвагу» Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, выполненная в стилистике поп-соцреализма, играет с дурковатыми советскими клише, однако ветераны на картине изображены авторами с большой добротой и симпатией.
«Времена года» — в исполнении того же дуэта живописцев. Еще один постмодернистский коллаж, где образы советской и русской живописи лишаются идеологичности, помещенные в контекст вечно изменчивой и повторяющейся Природы.
«Заседание федерального собрания» Сергея Калинина и Фарида Богдалова – пародия на «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» Репина. В картине показывается преемственность верховной власти – от самодержавия к современной России.
Портрет Маяковского работы Валерия Кошлякова забавным образом соседствовал на выставке с объявлением «Магазин недорогой». И действительно, в одно время с выставкой здесь происходила распродажа дешевых тапок, а также ванн и унитазов.
«2007» Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой изображает общественно-политическую ситуацию в стране, где Путин, вооруженный пистолетом, рифмуется с Леонидом Брежневым и рэпером Сявой.
В композиции «Россия для всех?» Дмитрий Гутов и Виктор Бондаренко смеются над националистической патетикой, показывая, что актер Михаил Пуговкин, к примеру, принадлежал к народности меря, а святой Александр Свирский и вовсе был вепсом.
Выставка «Родина» едва не стоила кресла министру культуры Новосибирской области Наталье Ярославцевой. Депутаты-справедливороссы Анатолий Кубанов и Игорь Умербаев потребовали уволить ее, считая, что под видом искусства она проталкивает безнравственность и опасные политические идеи.
Материал подготовили Владимир Иткин и Анна Золотова
Лучше бы картины Левитана привезли, или нашего почти земляка - Сурикова, могли бы Айвазовского, Поленова, Васнецова Виктора, Врубеля, Шишкина, Верещагина...
Сходил бы с удовольствием. А этих, Гельмана и прочих,... даже не напоминайте...
Гость
16 мая 2012, 09:25
Гельман лезет во все регионы, но не очень получается. В Краснодаре казаки и православные блокировали выставку и не дали ее открыть. Интересна реакция самого Гельмана.
"На предшествовавшей открытию выставке пресс-конференции галерист выразил удивление тому, что в городе есть люди, которые занимаются современным искусством и его продвижением, и что на Кубани нельзя трогать религиозную тематику." Точно по анекдоту - что за странный народ- плюнешь в морду, драться лезут.
"в кубанской блогосфере уже появились предположения, что весь ажиотаж вокруг выставки Марата Гельмана, являющегося профессиональным политтехнологом, был изначально спланирован им самим с целью пиара."
"В свою очередь один из организаторов предыдущих акций протеста против выставки Марата Гельмана в Краснодаре Альберт Гаямян заявил, что 14 мая, в пресс-центре газеты "Комсомольская правда — Кубань" должен был состояться "круглый стол" на тему: "Галерея современного искусства в Краснодаре: за и против", в котором должны были принимать участия Марат Гельман и сам Гаямян. Однако за час до начала мероприятия сообщили, что галерист отказался от своего участия в диспуте. По мнению Гаямяна, "Гельман понял, что "круглый стол" пройдет не по его сценарию".
http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/206612/