В Колывани появился пятиметровый бронзовый памятник Николаю Чудотворцу. В некотором роде это — стратегический оборонный объект. «Подобные памятники установлены на границах России по благословению Алексия Второго для охраны нашей страны от разной нечисти, — поясняет работавший над серией Чудотворцев скульптор Сергей Исаков. — Какой нечисти? Поищите сами в интернете, не хочу перечислять». Зачем столь мощная защита потребовалась Колывани и что еще может заинтересовать «религиозных туристов» в старинном городке, выясняла корреспондент НГС.НОВОСТИ.
Справка: Колывань — поселок городского типа в НСО; население — около 10 тысяч человек. История Колывани начинается с закладки Чаусского острога (защиты от набегов киргизов) в 1713 году. Во второй половине ХIX века город бурно развивался; после строительства железнодорожного моста через Обь пришел в упадок и в 1964 году лишился статуса города.
Установкой охранных изваяний святого на границах РФ занимается благотворительный фонд Николая Угодника. Колыванский памятник имеет к нему опосредованное отношение (через скульптора Сергея Исакова, поставлявшего образы святого и туда, и туда). Памятник установлен по инициативе московского мецената Владимира Лукьяненко (родом из Колывани) и является частью пока не существующего историко-туристического комплекса «Колывань — Чаусский острог».
Просьб святой Николай получает много — в России он всегда был самым популярным святым. Сам же архиепископ Николай, богатый наследник, раздавший состояние бедным, жил в Византии в III–IV веке. Его почитают как покровителя моряков и путешественников, избавителя от напрасной смерти и защитника оклеветанных. В средневековой Европе было принято дарить детям подарки в день почитания святого Николая (6 декабря), а к ХIХ веку суровый византиец окончательно опростился до рождественского деда с подарками — Санта-Клауса.
«Святой, который на Западе стал простым Санта-Клаусом, в России оказался вторым после Христа», — размышляет курировавший установку памятника, инициатор создания комплекса «Колывань — Чаусский острог» Александр Верин.
«Редкий знак признательности для иностранных святых — то, что к его подвигам в русских источниках сделаны дополнения — о том, как он спасал людей уже на Руси, — поясняет историк-медиевист Андрей Бородихин. — Возможно, он так любим у нас, потому что это очень яркий образ того, как можно прожить жизнь угодно богу». Также одна из версий популярности Николая Угодника — в том, что для православных «Никола» заместил по созвучию языческого бога Волоса.
«Первая реакция на охранные изваяния Николая Угодника — что это мало свойственно православию, скорее языческий дух, — продолжает господин Бородихин. — Но, с другой стороны, на русском Севере была христианская деревянная скульптура. И утилитарная функция — помогать в конкретных делах, защищать и так далее — на святых тоже всегда возлагалась. Это народная адаптация христианства, с которой церковь свыклась, как с традицией, которая уходит в дохристианские времена».
«Николай Угодник помогает от всех болезней, — объяснила корреспонденту НГС.НОВОСТИ верующая Нина Емельянова, встреченная возле храма Александра Невского. — А главное, что когда ему помолишься — становится легче на душе. Если к нему хорошо отнестись — и он тебе помогает».
Александр Верин указывает на еще два символических значения памятника. Во-первых, связь с другой Колыванью — поселением на Балтике, где тысячу лет назад Ярослав Мудрый построил храм святого Николая (позже та Колывань стала Таллинном). Во-вторых — то, что колыванский Угодник смотрит в сторону Новосибирска: «Города, который колыванцы и построили. Когда Транссиб прошел мимо Колывани, ее купцы перебрались в Новониколаевск. И его первым городским головой тоже был колыванец (Владимир Жернаков. — Е.П.). А ведь у нас принято считать, что Новосибирск возник как-то сам собой. Почему была забыта роль Колывани в истории Западной Сибири? В 1920 году там вспыхнуло восстание против новой власти, после которого Ленин обмолвился: «Забыть про Колывань».
Энтузиасты истории Колывани рассчитывают напомнить про нее, построив туркомплекс «Колывань — Чаусский острог». По проекту, в комплексе будут реконструированный острог, конный двор, мест для пикников и рыбалки и арт-парк с выставками под открытым небом и музыкальными фестивалями. Пока же, по словам Дмитрия Туаева, организатора индивидуальных экскурсий по городу и области, культурные поездки в Колывань не слишком популярны. «Колывань не интересна архитектурно, это вообще свойственно Сибири, за исключением конструктивизма, — рассказывает господин Туаев. — Колывань интересна исторически: типовой купеческой застройкой XIX века, разбросанной по историческому центру.
Самое интересное в Колывани — то, что это замерший в развитии город, где эволюция пошла вспять, и поэтому сохранились в значительной степени и старая планировка, и старые здания, и не появилась современная инфраструктура».
Кроме купеческих домиков приезжающие в Колывань осматривают церковь святого Александра Невского (1887 год), основанный в 90-е годы женский монастырь и краеведческий музей. Музей в год, по словам Александра Верина, посещает около 10 тысяч человек, большая часть — школьники и паломники. Одна из экскурсий для школьников, предлагаемых новосибирскими турцентрами, называется «Удивительная Колывань!» и включает женский монастырь, фазанью ферму и щебеночный карьер.
Елена Полякова
Фото koluvan.ru