В пятницу, 18 марта, в пресс-центре «Комсомольской правды» сибирские ученые авторитетно ответили на опасения новосибирцев по поводу радиации, которая якобы может попасть в наш город в результате аварии на японской АЭС «Фукусима-1». Физик Эдуард Кругляков раскритиковал проект злополучной электростанции и рассказал о радиоактивности ТЭЦ. В свою очередь, специалисты новосибирского Роспотребнадзора исключают возможность попадания на столы горожан опасной радиоактивной морской рыбы и не верят в существование зараженных радиацией японских машин и запчастей.
Справка: После землетрясения магнитудой 9,0, которое произошло в районе острова Хонсю 11 марта, на японских АЭС «Фукусима-1» и «Фукусима-2» был введен режим ЧС в связи выходом из строя систем охлаждения реакторов. Начиная с субботы, на АЭС «Фукусима-1» произошли взрывы на первом, третьем и втором энергоблоках, взрыв и пожар на четвертом энергоблоке. Произошло несколько утечек радиации, что заставило власти эвакуировать людей из 20-километрой зоны вокруг АЭС, а также ввести запрет на полеты над станцией в радиусе 30 километров. (РИА Новости)
Известный своей борьбой с лженаукой академик РАН, сотрудник Института ядерной физики СО РАН Эдуард Кругляков пристально следит за развитием ситуации на АЭС «Фукусима-1» в Японии. «В том месте, где стоит АЭС, 70 лет назад уже было землетрясение 9 баллов. Как можно было строить станцию в зоне, куда доходит волна цунами? Это ее и погубило», — говорит академик Кругляков. По его данным, волна цунами «смыла» резервные дизельные электрогенераторы, которые питали насосы, подающие воду для охлаждения к блокам атомной станции.
«Японцы сумели «заглушить» станцию. Но внутри каждого тепловыделяющего элемента (ТВЭЛ) уже имеются осколки деления. Среди них есть огромное количество радиоактивных элементов, которые, распадаясь внутри ТВЭЛов, греют их. Вот почему необходимо все время охлаждать ТВЭЛы.
Отсутствие охлаждения привело к разгерметизации ТВЭЛов и их частичному плавлению. «Полное расплавление ТВЭЛов означает температуру выше 1000 градусов по Цельсию. При таких температурах ничто не удержит эту массу урана из стержней. Если она попадает на бетон, то постепенно бетон плавится, и масса протекает вниз», — при этом возможность ядерного взрыва на японской АЭС Эдуард Кругляков исключает. Но и без того большое количество радиоактивных газов вырвалось за пределы станции. Сейчас расплавленная масса ТВЭЛов парит и выделяет радиоактивные элементы, например стронций-90.
Академик Кругляков внес ясность в путаницу с дозами и единицами измерения радиации: «Один зиверт — это 100 рентген. Если вы получили дозу от 800 до 1500 рентген за довольно короткое время, то это практически неминуемая смерть.
Если доза составляет несколько сотен рентген — это означает поражение костного мозга (лучевая болезнь). В наше время профессионалы имели дозу облучения 50 миллирентген за рабочий день. Потом эта доза была снижена до 17 миллирентген, или 17 тысяч микрорентген. Делите на рабочий день — 8 часов — и получаете дозу, которая считается безопасной для человека. Примерно такие же дозы вы получаете во время полета в самолете».
Начальник Западно-Сибирского центра мониторинга окружающей среды Виктор Чирков заявил, что уровень радиации в Новосибирске замеряют постоянно в обычном режиме. Нормальный уровень в среднем 15 микрорентген.
Господин Чирков говорит, что бытовой дозиметр стоит порядка 4–5 тыс. рублей: «У меня такой есть — дома в столе лежит на всякий случай. Но паниковать не надо. Может оказаться, что просто дом из шлакоблоков и просто есть некоторая повышенная радиоактивность, что не связано с проблемами на японских станциях».
«Абсолютно никакой необходимости измерять радиацию нет. Нет оснований думать, что что-то до нас может дойти», — уверен старший научный сотрудник Сибирского регионального научно-исследовательского гидрометеорологического института (СибНИГМИ) Вианор Барахтин. Он подчеркивает, что радиоактивное облако с Фукусимы отнесет в Тихий океан. Этот вывод подтвердил и завотделом радиационной гигиены Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области Федор Громацкий, который тоже считает, что опасность для новосибирцев призрачна: «В морских продуктах содержание радионуклидов гораздо меньше, чем в рыбе, которая добывается в реках и озерах».
Что касается подержанных автомобилей из Японии, то на них, по словам господина Громацкого, теоретически может осесть радиоактивная пыль. Сам по себе металл автомобиля или запчасти радиоактивным не станет, если не пройдет стадию плавления.
Эдуард Кругляков не верит в то, что авария на «Фукусиме-1» похоронит атомную энергетику: «Никакая ветровая или солнечная энергетика человечество спасти не может — это очень дорогая энергия. Основные источники электроэнергии — ТЭЦ и АЭС. К вашему сведению, тепловые электростанции намного опаснее атомных. Тепловые станции работают обычно на угле, а в нем в качестве примеси существует уран. Этот уран выбрасывается в атмосферу. В золе ТЭЦ и металлургических комбинатов очень высокая радиоактивность. И вот эта опасность человечеству реально грозит». Господа Громацкий и Чирков, пожав плечами, оставили без ответа вопрос НГС.НОВОСТИ о том, насколько радиоактивны золоотвалы новосибирских ТЭЦ.
Константин Пономарев
Фото gettyimages.com (1), автора (2), Слава Степанов (3)