Во вторник, 9 февраля, в начале третьего ночи 26-летний врач анестезиолог-реаниматолог Валерий Олейников, обучающийся в интернатуре Новосибирского медуниверситета и работающий медбратом в отделении анестезиологии и реанимации городской клинической больницы № 1, попытался убить 21-летнюю студентку этого же вуза Светлану Божко, работавшую медсестрой этажом выше, в терапевтическом отделении, подтвердили в отделе информации Следственного управления Следственного комитета по Новосибирской области. Корреспондент НГС.НОВОСТИ выяснил все подробности случившегося и узнал, есть ли связь между профессией мужчины и трагедией/
Во вторник после полуночи молодой человек поднялся к девушке, позвал ее в пустой кабинет, где через считанные минуты нанес удар молотком по затылку, а когда медсестра упала — еще несколько ударов по голове, рассказали в СУ СКП по НСО. Затем молодой врач выбежал из комнаты и закрылся в другом кабинете, где покончил жизнь самоубийством, введя себе огромную дозу сильнодействующего препарата. Приехавшие следователи нашли в халате парня предсмертную записку с чистосердечным признанием в преднамеренном убийстве.
Как рассказал автору на условиях анонимности однокурсник и близкий друг скончавшегося врача, Валерий и Светлана познакомились два года назад в общежитии НГМУ, где они жили как иногородние: он приехал в Новосибирск из глухой провинции Казахстана, Светлана — из небольшого села Краснозерского района. «Валера очень любил Свету, строил с ней планы на будущее, мечтал о совместных детях, все время окружал ее романтикой, но девушка сразу выбрала тактику — неделю пряник, три недели кнут. Валера терпел, думал, что если будут жить вместе — все наладится», — поведал друг врача.
Последние полгода, по словам собеседника, девушка стала странно себя вести и постоянно провоцировала молодого врача: «ночевала якобы у старых друзей, периодически рассказывала Валере о новых ухажерах, показывала ему фотографии, где она целуется с парнями, девушками, потом вообще выложила эти фото в соцсети». По мнению друга, такое поведение любимого человека очень унизительно и может сломить кого угодно.
Как рассказала 17-летняя родная сестра пострадавшей девушки, хорошие отношения у молодых людей были только первые месяцы. «Света поняла, что не хочет больше общаться с ним, но никак не могла разойтись с ним», — сообщила Екатерина. По ее словам, ухажер ее сестры пытался всеми способами, в том числе физическим насилием, заставить Светлану встречаться и жить с ним. «Последний год он постоянно ее преследовал, не давал общаться с друзьями, не отпускал домой в деревню в Краснозерский район, — говорит Екатерина. — Когда я приезжала к сестре в гости — без спроса ходил за нами везде по пятам, а последние месяцы вовсе стал невыносимым».
Специально для разговора с навязчивым женихом в Новосибирск под Новый год приехал отец Светланы, но конструктивного диалога не получилось.
«За несколько дней до случившегося Валера написал Свете SMS-ку, что если она до утра не примет окончательного решения переехать к нему, то он убьет ее, а потом себя. Света решила написать заявление в милицию в конце недели, но не успела…» — говорит ее сестра Екатерина.
По мнению новосибирского психотерапевта и учредителя «Института Консультирования» Алены Сагадеевой, у пострадавшей девушки явно выраженное виктимное поведение (лат. victima — жертва): «При таком поведении человек притягивает к себе «насильников» — в разных смыслах этого слова. И если не происходит осознания и изменения отношений с таким «насильником», то события начинают приобретать зловещий характер». Девушкам, находящимся в подобной ситуации, Алена Сагадеева посоветовала «стоять насмерть»: «Надо для себя раз и навсегда решить, что в своей защите в любой ситуации не остановишься ни перед чем». В том, что у самого молодого доктора были тяжелые личностные проблемы, обуславливающие его невротическую привязанность в пострадавшей, уверен известный новосибирский психотерапевт Игорь Поперечный. При этом 53-летний специалист, которые первые 12 лет своей карьеры работал реаниматологом, предположил прямую связь между трагедией и тем, что мужчина был именно врачом-анестезиологом-реаниматологом.
«В медицину в большинстве своем идут закомплексованные, неуверенные в себе люди, имеющие очень серьезные проблемы в общении, — объясняет Игорь Поперечный. — Также надо понимать, что конкретно в анестезиологию и реаниматологию, за незначительным исключением, попадают люди, которых оставили за бортом хирургических специальностей. И когда таким людям — сильно закомплексованным, неудовлетворенным своим социальным статусом, — отказывает женщина, они в своих тяжелых личных переживаниях способны на самые неадекватные поступки».
Не согласился с таким выводом декан лечебного факультета НГМУ Сергей Савченко. По его мнению, причинно-следственной связи между профессией молодого человека и трагедией нет: «Ни один психически уравновешенный человек не позволит себе поднять руку на женщину, не говоря уже о том, что случилось, независимо от того, работает он врачом-реаниматологом, ветеринаром или инженером. Многие молодые врачи несут ежемесячно по семь ночных дежурств, но это не сказывается на их поступках. Искать причину трагедии следует в воспитании и особенностях психики мужчины».
Андрей Ткачук
Фото dumskaya.net