Первый этаж ресторанного комплекса на Красном проспекте, 37 пережил очередную трансформацию. Помещение, которое дольше всех занимал бар Old Irish, поделили гастропаб Sparks и английский паб Hammersmith. Оба проекта ресторанной группы Friends Orchestra, которая до сей поры не знала провалов, но работала всегда с новыми или ещё не имеющими истории площадками. Обозреватель НГС Стас Соколов побывал в обоих заведениях и считает, что хотя новичкам придётся какое-то время прожить в тени прежних обитателей этого места, им есть что предложить публике самим.
Как культовый бар стал менять концепции
Первым и пока самым запомнившимся обитателем этого помещения был бар Old Irish, который (правда, в существенно меньшем размере) стартовал здесь ещё, страшно сказать, в 1997 году. Потом бар вырос, возмужал, прожил немало бурных лет и начал чахнуть. Так что владельцы в один прекрасный момент просто списали пенсионера в утиль, поддавшись моде на «крафтовое пиво». Поклонники «Айриша» были в шоке, но поскольку в сам бар (и вообще куда бы то ни было) они ходили всё реже, то недовольство изливали в основном в соцсетях.
Новый модный молодежный Craft bar прожил здесь недолго. Оказалось, что ценителей комплексных букетов в пиве то ли ещё меньше, чем поклонников старого доброго «Ирландца», то ли они все собираются в каком-то другом месте. В результате крафтовым баром пожертвовали ради прекрасно себя чувствовавшей «гастропиццерии» Drovamuka, которой изначально отвели небольшое помещение по соседству. На этом, в принципе, можно было остановиться, но не тут-то было.
Новый Sparks
Первый Sparks в Академгородке также появился как замена недостаточно удачного проекта. Такого рода формат в мире называют гастропабом (что подразумевает достаточно замороченную с точки зрения приготовления, но простую в подаче еду), хотя сами создатели патриотично называют себя «домашней кухней». В новом «Спарксе» сохранен главный элемент этого самого воображаемого «дома» — большой стол, с одной стороны которого работает повар, а с другой могут сидеть гости. Но могут, конечно, и не сидеть — мест хватает и в зале, и на летнике.
Меню частично повторяет первое заведение, но по замыслу ресторан будет работать, ориентируясь на вкусы городской публики. Но общая идея всё та же — сделать еду, которая могла бы удивлять. Яркий пример подхода — фирменный оливье (380 рублей). Казалось бы, ну что тут можно придумать? Как-нибудь хитро запечь картошку или приготовить мясо в сувиде? Однако салат решительно отказывается соответствовать каким бы то ни было стереотипам. Причем начинает сразу с цвета — вместо радостного калейдоскопа здесь однотонная конструкция, связанная соусом.
Этой внешней монотонности противостоит текстурное разнообразие — какие-то кубики оказываются почти твердыми (это слегка проваренный дайкон), что-то брызжет во рту соком, что-то откликается нежностью. Поверх всего — крупные обжаренные креветки. Любители оливье (хоть классического, хоть советского варианта) будут озадачены, но мне было интересно.
Стейк из индейки (480 рублей) сам по себе удивляет меньше — просто пожаренное (по мне чуть больше, чем нужно) филе. Но соус на основе горгонзолы и кусок печеной тыквы превращают банальную птицу в участника куда более увлекательного действия, где она уже не основное блюдо, а скорее фон. И на контрасте — цветная капуста, приготовленная буквально «аль денте». Это ближе к природе, но на всякий случай будьте к этому готовы.
Цены, как можно понять из приведенных примеров, не низкие, большая часть блюд обойдется ещё дороже. Винная карта им под стать, но заведение и не играет в винный бар для ценителей — это такой крепкий средний уровень, без откровенной дешевки, но и без попыток изображать винотеку с позициями, которые стоят, как месячная зарплата. Бутылка обойдется от 1540 до 2870 рублей, за бокал просят от 320 рублей.
В целом новый «Спаркс» смотрится более чем уместной заменой. Небольшой, со своим набором гастрономических идей ресторанчик, который точно должен найти себе публику в большом городе. А пицца из Drovamuka никуда не делась — её пекут там и теперь.
Hammersmith pub
Пусть и частичная, но всё же аннексия территории бывшего ирландского паба пабом английским могла бы стать поводом для народных волнений, будь у нас хоть немного ирландцев. Создатели бара объясняют это возмутительное (с точки зрения отсутствующих ирландцев) решение желанием припасть к истокам. Вспомнить те далекие времена, когда «Старый ирландец» был совсем небольшим, камерным, куда приходили выпивать и общаться, а не на бизнес-ланч. От «Старого ирландца» в новом баре остались... несколько стульев. Их, правда, изрядно ошкурили, так что они выглядят не столько старыми, сколько состаренными. Но если вам нужен какой-то объект для поклонения, то вот он, садитесь, пожалуйста.
В смысле еды Hаmmersmith верен традициям — в основном меню всего четыре блюда (шотландское яйцо, говяжьи щечки, бифштекс и рагу) — цены начинаются с 390 рублей. Все остальное — это небольшие закуски, среди которых нашлось место и запеченному с мясной начинкой картофелю (барный вариант «Крошки-картошки»), пара сэндвичей и то, что по-английски называется finger food — разные штуки, которые едят руками. Из относительно новых для Новосибирска вещей стоит отметить чичаррон (99 рублей) — это типичный испанский и (даже в большей степени) латиноамериканский снек. Переводят его часто как шкварки, но это не просто жареная свиная кожа — специальная подготовка превращает её в некое подобие попкорна. Большие хрустящие куски прекрасно идут с пивом. А в Мексике их добавляют в тако как приправу.
На кранах Fuller`s и Belhaven (340–360 рублей, что для настоящих британского пива и сидра вполне божеская цена) плюс пара «домашних» позиций, сваренных пивоварней «Йо-хо-хо». Компания, которая начала с коктейль-бара, не смогла удержаться от коктейлей и здесь. Однако парней с шейкером за стойкой здесь не планируется, все смеси продаются уже готовыми, разлитыми по бутылочкам.
Пока бар выглядит слишком новым, ему не хватает благородной потертости и вообще всех этих мелких деталей, которыми полны заведения с историей. Но это дело наживное, и процесс уже идёт. На летней веранде, например, роль столиков выполняют настоящие бочки из-под виски. Можно почувствовать себя немного пиратом, вернувшимся в родную гавань.
Ребята из Friends Orchestra дождались отмены ограничений, чтобы сразу начать работать в нормальном режиме. О том, как обстоят дела у заведений, которые рискнули открыться в разгар пандемии, можно прочитать в обзоре Стаса Соколова.