Известно, что поход в ресторан в России до сих пор проходит по части развлечений. Человек, который вечером (не говоря уже про утро) отправился посидеть в каком-нибудь заведении демонстрирует себе и миру — у меня все хорошо. По крайней мере с деньгами. Потому что вечером идти в ресторан нет никакой реальной необходимости — это часть стиля жизни. Просто поесть можно и на кухне дома. Другое дело — обед.
Бизнес-ланч, как в России стали почему-то называть специальное обеденное предложение, это уже штука объективно необходимая — нужно же людям где-то есть. Конечно, сэкономить можно и здесь, заранее приготовив себе макарон с котлетами. Но, во-первых, не у всех есть возможность где-то хранить и разогревать это на работе. Но самое главное — что заниматься этим человеку, который в 9 утра должен быть уже на рабочем месте, скорее всего, некогда. Так что бизнес-ланчи остаются для ресторанов «едой последней надежды» — предложением, от которого люди готовы отказаться только в крайнем случае. Но и к этому последнему бастиону уже тянут свои беспокойные руки конкуренты из смежных сфер бизнеса.
В конце октября в супермаркетах «Мегас» начали торговать готовыми комплектами: горячее (котлета или кусок рыбы), гарнир и соус. Стоят они 89 руб. (149 — со стейком лосося) и в разогретом виде вполне могут заменить блюдо из обеденного меню в среднестатистическом кафе. Причем обойдется такой «бизнес-ланч» (наборы эти, кстати, так и называются), как можно видеть, ощутимо дешевле порции в среднестатистическом кафе. Качество такой еды вполне приемлемое — в заведениях блюда для обеденного меню тоже, знаете ли, редко готовят из-под ножа (часто просто разогревают или доводят до готовности). Там же, в «Мегасах», сейчас можно купить и свежесваренные супы в горшочках. Экономия, правда, получается сомнительной — одна порция стоит больше 130 руб. Зато это уже практически ресторанное блюдо даже с точки зрения подачи.
Супермаркеты уже давно подтачивают ножки стула, на котором сидит ресторанный рынок. Хороший отдел кулинарии — это вполне серьезный конкурент предприятиям общепита в округе. Причем не только в обед — стоит немного поколдовать и готовые блюда из магазина могут обрести на столе вид такой, как будто хозяйка (или хозяин) дома провела весь вечер у плиты. И, кстати, еще непонятно, что будет лучше на вкус: готовое блюдо от профессионального повара или кулинарная самодеятельность.
В этом смысле наша торговля ушла куда дальше своих зарубежных коллег. В европейских супермаркетах тоже есть полки с готовой едой, но ассортимент их ограничивается сэндвичами (этого, кстати, не хватает, по-моему, нашим магазинам) и какими-то охлажденными или замороженными комплектами, которые смотрятся, нужно сказать, довольно уныло. Такого, как здесь, буйства готовых салатов, жареного мяса и рыбы я в Европе как-то не замечал. Максимум, на что можно рассчитывать, — это курица-гриль.
А ведь супермаркеты не одни пытаются отнять у ресторанов их законный кусок хлеба. Расплодившиеся службы доставки готовы привезти вам всё — от пиццы и лапши в коробочках до супов и жаркого. Кейтеринговые компании предлагают офисные обеды с обслуживанием разной степени галантности. В общем, удержать обеденную публику ресторанам будет все сложнее и сложнее.
Собственно, единственный аргумент пойти на обед в ресторан, который не перебить ни супермаркетам, ни кейтерингу, — это атмосфера. Смена обстановки. Если, придя в кафе (даже за недорогим обедом), человек будет видеть улыбающихся, приветливых официантов, которые искренне рады его здесь видеть, то человеку захочется вернуться сюда снова. Пусть не каждый день, но по возможности чаще. Потому что вот это ощущение, когда ты важен и тебе рады, может стоить дороже, чем копеечная экономия на разнице цен. Ведь именно в этом, в сущности, и состоит суть бизнеса той сферы, которая на самом деле называется не общепит, а индустрия гостеприимства.
Фото автора