Бурятская кухня не сдается. Несмотря на тотальное распространение лагмана и мантов, заведения, которые предлагают сибирский аналог этого блюда — позы, продолжают появляться вновь и вновь. Очередной новичок, назвавшись «Студией бурятской и монгольской кухни», решил оживить начавший уже приедаться формат демократичной этнической едальни и представил публике диковинную смесь, в которой позы и шарбин соседствуют с копченым балыком.
Справка: Закусочная «Студия бурятской и монгольской кухни» открылась напротив СибГУТИ по адресу ул. Кирова, 108 в марте. В заведении около 25–30 посадочных мест; демократичный интерьер, оживленный ярко-зелеными стенами и красочными фотографиями буддистских пагод, обрядов, бурятских национальных костюмов и т.д. В меню — буузы (35 руб. за шт.), хушур (35 руб. за шт.). Есть также интернациональные предложения: борщ (55 руб.), суп-лапша с курицей (55 руб.), свинина на рисовой подушке (180 руб.). Курение запрещено, алкоголя нет. Заведение работает с 10:00 до 22:00.
Отставание монгольско-бурятской кухни от уйгурской, возможно, объясняется тем, что публика до сих пор так и не поняла, как правильно называть ее главное блюдо: позы или буузы. «Студия» готова усилить эту неразбериху, представив местной публики еще одно блюдо такого же типа — хушур. По сути, это позы (русское название бурятского блюда «буузы»), обжаренные в масле, как картофель фри.
Слово «студия» в названии заведения не имеет отношения к искусству. Аналогия тут другая — с квартирами-студиями, где место так мало, что кухня начинается сразу после того, как заканчивается кровать. Вот и здесь кафе ненавязчиво переходит в магазин разливного пива и обратно. У хитрых торговцев это называется «сидеть на потоке». Правда, непонятно, кто кому этот поток создает.
Сочетания такого в «Студии» не только не стесняются, но, напротив, считают преимуществом, о чем на колонне имеется довольно пространный текст, где сказано, что подобный формат получил распространение «в Прибалтике, Великобритании, США и Москве». И вот, теперь, получается, добрался и до центра России.
Бурятско-монгольский колорит в интерьере ограничивается фотографиями природы и памятников архитектуры, а также китайскими статуэтками Будды. Насчет Будды, кстати, все верно — Бурятия один из немногочисленных регионов России, где буддизм является традиционной религией, а не увлечением городских умников.
Проповедующий вегетарианство буддизм не очень соответствует, конечно, кулинарным пристрастиям монголов и бурятов. Но на этот счет буддисты даже придумали притчу про волка и коня, суть которой состоит в том, что еда — это вообще не главное в духовном перерождении. Главное — упорная работа над собой.
Основное меню «Студии» не претендует на аутентичность. Первое, что видит посетитель в меню, — это «сельдь под шубой» и «Оливье», а следующая страница обещает борщ. Впрочем, все это меркнет по сравнению с витриной, заставленной салатами из морской капусты и рыбой (копченой и сушеной).
Похлебка Чингисхана (55) — это несколько пельменей, больших кусков картофеля и маленьких кусочков говядины, залитых наваристым бульоном. Задаваться вопросом, как связаны картофель и Чингисхан, бессмысленно — это просто такой образ. Идея, видимо такова: кочевники питались тем, что удалось отнять от встречавшихся им на пути народов. В данном случае, получается, отнять удалось пельмени и картофан.
Как уже можно было понять, блюда себе в меню хозяева кафе загребали щедрой рукой без оглядки на какую бы то ни было аутентичность. Нашлось там место и пельменям с горбушей — они, кстати, мне понравились больше всего. Вроде непонятно, чего в них такого хорошего, но чтобы остановиться, нужно сделать над собой усилие.
Буузы (35 руб. шт.), похоже, не варились заранее, а разогревались — их выдавали заветривания сверху, да и сока внутри оказалось куда меньше, чем если принести их только что из пароварки. Хушур (по сути, это те же буузы, только без дырочки сверху и жареные) я вообще не смог доесть даже до половины, до того он был сухим и неаппетитным.
Шарбин (70) — полевой вариант беляша (его можно жарить в куда меньшем объеме жира). Грубоватый, но убедительный способ утолить голод — для небольшого перекуса его хватит одного. Больше ни для чего он, собственно, и не годен — любой нормальный пирог (хоть осетинский, хоть русский) выигрывает у него вчистую. Хорошо сделанный беляш, кстати, выигрывает тоже.
Яблочный пирог (70) тоже никакого отношения к монгольской кухне, разумеется, не имеет, но это его нисколько не портит. Это просто яблочная слойка (довольно приличная) порезанная и приправленная взбитыми сливками. Для какой-нибудь пафосной кофейни это, может быть, выглядит и провинциально, но в маленькой закусочной этот десерт смотрится настоящей жемчужиной.
Предъявлять какие-то претензии к такому непретенциозному месту, открытому с минимальным бюджетом, конечно, глупо. «Студия» — это просто попытка соорудить себе какой-никакой бизнес на «модной теме», не вдаваясь особенно в подробности. Впрочем, этот район так не богат на едальни (единственная кофейня в округе и та закрылась), что закусочная смотрится вполне адекватно окружению. Если верить посетителям, то среди них уже появились даже ее преданные поклонники.
Ох, народ, до сих пор вспоминаю, как 6,5 лет назад была в Улан-Удэ. Там, куда ни зайди, так все славно и аутентично. Не скажу, что везде чистенько, но такие кафешки и должны быть немного с советским уклоном - соусом и горчицей на столах, с солонками, хлебом (хотя какой хлеб к позам?) Впрочем, меня сводили в хорошее место (неподалеку от бурятского сельхознии). Но еще тема: омуль на рожне - вот это вообще песня. Особенно, на берегу Байкала! Заработаю много денег и уеду на месяц в Бурятию. Крым хорошо, но позы - лучше!!!
Гость
22 апреля 2014, 00:01
наш офис рядом. уже несколько раз туда сходили пообедать.
похлебка чингисхана понравилась.
буузы понравились.
жареные позы - на любителя.
автор пишет что буузы были сухие и вчерашние. у меня наоборот бульона внутри оказалось полно.
вообщем иногда забежать на обед вполне канает.