Вам очень хочется освоить основы дайвинга и погрузиться в глубины морские? Нет ничего проще! Для того чтобы получить международный сертификат дайвера – PADI Open Water Diver, достаточно пяти занятий в обычном плавательном бассейне. Сдадите экзамен по теории и практике, через пару месяцев получите сертификат из Лондона, и всё – вперед, то есть вниз! Но сначала…
Курс начинающего дайвера состоит из пяти занятий. Каждое – по четыре часа: два часа – теория, два – практика. За пять дней мы должны проштудировать толстый учебник и сделать пять контрольных работ.
«Помните, что глупых вопросов не бывает, – сказал инструктор, – если возник вопрос – задавайте его!»
Я вот постеснялся спросить, почему грузы нужно размещать спереди, и закрепил их за спиной – мне показалось, что так удобнее. Прыгнул в воду и… меня перевернуло на спину. Так я и барахтался, пока инструктор не сместил грузы на должное место. Ничего, на ошибках учатся, главное – не повторять их в море.
Сначала нам было смешно. Мы, например, узнали, что перед тем, как надеть маску, нужно в нее плюнуть, а затем прополоскать водой – в этом случае она не будет запотевать. После плавания в морской воде маску нужно прополоскать… «Кока-Колой» – оказывается, что этот популярный напиток растворяет морские соли. Но смеялись-то мы недолго…
В первый день мы вдоволь нахлебались хлорированной водицы. Во время погружения нужно было выполнить такое упражнение: снимаете маску, затем одеваете и делаете резкий выдох через нос – воздух вытесняет воду. (Попробуйте как-нибудь на досуге). Часто, набрав в нос воды, неопытный дайвер стремился немедленно всплыть и откашляться. Потом мы научились решать все проблемы с дыханием под водой…
Что делать, если у вас закончился воздух? Вы подплываете к напарнику и проводите рукой по горлу (своему) – этот жест означает, что ваш баллон пуст. Напарник должен дать вам альтернативный источник воздуха – октопус, после чего вы начинаете совместное всплытие. На практике все выглядит иначе: когда воздух кончится, махать руками некогда – дайвер хватает октопус у напарника и тащит наверх – все разборки будут уже на поверхности. Во время отработки этого упражнения я перепутал шланги: вместо шланга – инфлятора, при помощи которого при всплытии подкачивается жилет, схватил шлаг с манометром – он показывает давление в баллоне. «Ну, ты и жлоб! – сказала жена. – Не успели всплыть, а ты уже смотришь, сколько я воздуха у тебя отдышала!»
Мы быстро освоились в воде. Научились дышать пузырьками воздуха, транспортировать пострадавшего (я замучился таскать напарника, который тянул около центнера). В последний день, во время экзамена, инструктор предложил нам сделать то, что раньше я видел только в фильмах про шпионов. Мы нырнули на пять метров, сняли акваланги и оставили их на дне. Всплыли, затем нырнули опять (давление основательно «било» по ушам), надели акваланги и начали выполнять другие упражнения. Это – кайф! Но, думаю, что самый кайф будет на Красном море, куда мы с женой отправимся ближе к лету…
Эверест наоборот
Опасно ли заниматься дайвингом? «Не погружайтесь глубже 30 метров, и все будет в порядке, – говорит Юрий Базилевский, – это достаточно, чтобы в случае опасности подняться наверх».
Базилевский – великий дайвер и спелеотурист. Он нырял там, где даже нельзя представить. Например, под землей. В Абхазии есть самая глубокая пещера мира – Крубера-Воронья. Для спелеотуристов – это Эверест наоборот. До конца пещеры никто не доходил. В разное время Юрий установил два мировых рекорда, опустившись сначала на 2140, а затем – на 2170 метров под землю. Часть пути приходилось преодолевать с аквалангом.
Что касается морей и озер, где погружался Базилевский, то их великое множество. Перечислять их Базилевский отказался. Не стал говорить и о максимальной глубине погружения под воду, чтобы другие, менее опытные, не пытались повторить.
Друзья шутят, что в результате эволюции у него скоро вырастут жабры.