23 октября в ЛДС «Сибирь» состоялся концерт мэтра мирового блюза — гитариста Гэри Мура. Разрекламированный (в том числе на выборах в Законодательное собрание Новосибирской области) музыкант привез в Новосибирск свои хиты — известные рок-баллады, которые в 90-х годах не исчезали с радио и звучали в качестве «медляков» на школьных дискотеках. Собрав половину хоккейного стадиона, Гэри Мур с группой сыграли десяток бодрых и красивых рок-вариаций на ирландскую тему, однако так и не смогли «раскачать» публику. Усталой легенде блюз-рока не хватило энергетики, чтобы разогреть прохладный сибирский стадион с плохой акустикой. Под занавес шоу прозвучали две суперпопулярных балладных мелодии — те самые, ради которых большинство зрителей и пришли в тот вечер в недружелюбный дворец спорта, заплатив от 1500 до 5000 рублей.
Справка: Роберт Уильям Гэри Мур — ирландский гитарист и певец, работающий в стиле блюз-рок. Родился в 1952 году в Белфасте (58 лет) и на данный момент является одним из самых популярных в мире представителей данного жанра. Одними из самых известных в России треков Гэри Мура являются блюз-рок-баллады «Still Got the Blues» (1990) и «Parisienne Walkways» (1978).
— На выходных был на концерте Гэри Мура в ЛДС «Сибирь».
— Это кто?
— Ну у него известная песня «Still Got the Blues»…
— Не знаю такой.
— Ну ты что, такой медляк: ту-ту-ту-туууу-ту-ту-ту (напевает).
— А-а-а! Знаю, клевая песня! — собеседник расплывается в ностальгической улыбке, вспоминая школьную дискотеку.
Gary Moore «Still Got The Blues»:
Подобный разговор в начале новой рабочей недели можно услышать во многих офисах Новосибирска. Гитарист Гэри Мур играет блюз и рок-н-ролл уже 42 года и за это время выпустил 28 альбомов, прославившись на весь мир. Однако для большинства российских слушателей он в большей степени известен своими рок-балладами, которые в 90-х годах регулярно ставили ведущие FM-радиостанций и нещадно копировали пираты на дисках «Best Rock Ballads».
И вот для большинства горожан неизвестный, но заочно любимый Гэри Мур впервые приезжает в Новосибирск.
Его визит сопровождает обширная рекламная кампания — стандартные постеры на остановках и информационных тумбах, рекламные щиты, граффити на стенах домов и даже специальная предвыборная агитация. В день выборов в Законодательное собрание НСО 10 октября на нескольких избирательных участках города появляются молодые люди с плакатами «Наш выбор — Gary Moore», за что и преследуются местными охранниками.
Со всех постеров на потенциальных покупателей билетов взирает грустный человек с гитарой. Недаром слово blues в английском языке имеет первоначальное значение «грусть». По всей видимости, Гэри Мур, давно разменяв шестой десяток лет жизни, познал blues во всей полноте. Корреспонденту НГС.РЕЛАКС удалось встретиться с музыкантом лицом к лицу на пресс-конференции перед концертом.
На протяжении всего разговора с журналистами на лице Гэри Мура была такая тоска и отрешенность, как будто он ужасно устал от жизни и людского общества. Одним словом: «Я стар. Я очень стар. Я — суперстар».
Свои хитовые для России треки Гэри Мур припас для второй половины почти полуторачасового концерта — большую часть времени со сцены звучали ритмичные и быстрые рок-композиции с ирландскими мотивами. Из-за немузыкальной акустики ЛДС «Сибирь» лучше всего было слышно бас-барабан, от которого слегка вибрировали стулья. А жаль — музыка группы Гэри Мура достаточно сложна и интересна. Прыгучие ирландские мелодии, облаченные в тяжелые латы гитарных риффов, были исполнены на высшем техническом уровне. Кульминацией каждой песни было гитарное соло самого Гэри — для этого он отрывался от микрофона и выходил на середину сцены. «Соляки» Гэри Мура — идеальный коммерческий продукт: они уместны, не слишком длинны и выглядят виртуозно.
Однако, несмотря на бодрость исполняемого им ирландского блюз-рока, Гэри Мур не смог сделать главного для любого рок-концерта — «раскачать» публику.
На протяжении всего концерта зрители спокойно сидели на своих местах или стояли у сцены, аплодируя как в опере — только между песнями. Никакого шума, массовых танцев или отбиваемого ладонями ритма. Удивленный вялой реакцией публики клавишник группы Нил Картер периодически показывал, как нужно хлопать в такт, однако его примера хватало на несколько секунд первому ряду стоящих непосредственно перед сценой. Остальные зрители напряженно вглядывались и вслушивались в происходящее на сцене, иногда притопывая ногой в ритм.
Причину такой атмосферы на концерте стоило искать на самой сцене — старик Гэри играл виртуозно, но без энергетики. Глядя на него, не хотелось двигаться, не хотелось полностью погрузиться в музыку и отдаться ее ритму. Все правильно, но без души. Все довольны, но не поражены. В сочетании с прохладной атмосферой и акустической басовой кашей ледового дворца усталость престарелого шоумена хорошо передалась слушателям. Интересно, что большинству зрителей было за 30, многие пришли парами и даже семьями.
Публика оживилась два раза — услышав знакомое начало «Still Got the Blues» и во время сыгранной на бис композиции «Parisienne Walkways» под занавес шоу. Люди поднимали над головой светящиеся экранчики мобильников и раскачивались в ритм, а стоявшие до этого спокойно пары принимались танцевать:
«Было настолько легко —
Отдавать свое сердце,
Но я понял, что душевная боль —
Это та цена, которую я должен заплатить.
Я узнал, что любовь — не мой лучший друг,
Я мог понять это уже много раз...
Так давно,
Это было так давно!
Но я по-прежнему тоскую по тебе».
Созерцательно-романтическое состояние на трибунах нарушалось только варварскими действиями организаторов концерта.
Между рядами в темноте шныряли амбалы в форме охранников и забирали у решившихся сверкнуть вспышкой людей фотоаппараты, буквально вырывая технику из рук.
Марк Волков
Фото Татьяны Кривенко