Экономика эксклюзив «Вернем в течение 540 дней». Полмиллиона рублей мясника из Новосибирска зависли в «Альфа-Банке»

«Вернем в течение 540 дней». Полмиллиона рублей мясника из Новосибирска зависли в «Альфа-Банке»

После отмены потолка эквайринговых комиссий в 1% клиенты банков столкнулись с неприятными последствиями

Банк заблокировал почти полмиллиона рублей, которые покупатели оплачивали картами

Владелец мясного магазина из Новосибирска ждет почти полмиллиона рублей, которые покупатели заплатили ему через терминал безналичного расчета 2,5 месяца назад. В банке сначала сообщили о некоем сбое системы, но в итоге для решения проблемы клиенту зачем-то предложили расторгнуть договор эквайринга. Якобы тогда вопрос решится в течение трех дней. Однако с сентября бизнесмен не может вернуть свои деньги: ему предлагают ждать до 540 дней.

Обещанного 540 дней ждут

Бизнес Рустама Журанова — это мясной магазин и цех для производства полуфабрикатов при нём, продукция из него поставляется в сеть «Фермер центр» и небольшие торговые точки. Журанов три года руководит предприятием, которым владеет его сын.

По закону потребитель самостоятельно выбирает, как именно ему оплачивать товар или услуги — наличными деньгами или платежной картой. Для безналичного расчета продавец должен обеспечить торговую точку терминалом и заключить с банком договор об эквайринге. С помощью эквайринга компании принимают платежи банковскими картами, телефонами или носимыми устройствами.

Банк России временно устанавливал максимальное значение эквайринговых комиссий на период с 18 апреля по 31 августа 2022 года на уровне 1% для компаний, которые продают социально значимые товары или предоставляют такие услуги: продукты питания и еды, потребительские товары повседневного спроса, топливо, медицинские изделия, лекарственные препараты, услуги ЖКХ, медицины, образования, культуры, туризма, а также перевозки пассажиров.

— До сентября 2022 года, когда эквайринг обходился в 1% от транзакции, не было никаких проблем. Потом в Сбербанке, с которым мы работали, комиссия резко выросла до 2,2%. Это довольно ощутимо. Я увидел рекламу эквайринга от «Альфа-Банка», в которой обещали брать по проценту. По горячей линии условия мне подтвердили, после чего я приехал заключать договор. Мне установили терминал, который использовался для расчетов в магазине и в цехе, — рассказывает НГС Рустам Журанов.

По словам бизнесмена, чуть ли не со второй транзакции через терминал в цехе начались проблемы: покупатели приобретали продукт, но деньги до продавца не доходили, зависнув в банке. Сумма выпавших из оборота средств в итоге составила почти полмиллиона рублей.

В магазине Журанова, кроме мяса, также продаются пиво и закуски к нему. Терминал «Альфа-Банка» установлен не в магазине, а в цехе по производству полуфабрикатов

— Я начал звонить, узнавать, мне отвечают: «Произошел технический сбой», добавив, что «Альфа-Банк» не несет ответственности за действия службы эквайринга. У меня зависло в системе 463 000 рублей, за месяц от банка я ничего не добился, хотя ходил в их офис едва ли не ежедневно. Мне говорили лишь: «Проводится проверка, ждите», — продолжил Журанов.

Для проверки ситуации у бизнесмена запросили фотографии цеха, справку об уплате налогов и еще ряд документов. После того как требования «Альфа-Банка» бизнесмен выполнил, он получил неожиданное предложение.

— Вскоре после предоставления документов служба поддержки предложила мне закрыть эквайринговый счет в «Альфа-Банке»: тогда деньги точно вернутся ко мне в течение трех рабочих дней. К тому времени я уже и был рад это сделать. Я расторг договор эквайринга, но денег нет и до сих пор, — говорит предприниматель.

В ответе на досудебную претензию Рустама Журанова в «Альфа-Банке» заявили, что тот может ждать своих денег до 540 дней.

В «Альфа-Банке» обещают вернуть полученное в течение 540 дней

— Мы проверили информацию по вашему обращению, согласно п. 9.5. правил, действующих на момент прекращения договора, расчеты должны быть проведены в срок до 540 дней, банк выполнит свои обязательства. Расторжение договора не освобождает стороны от обязанности произвести все взаиморасчеты, — сообщили в «Альфа-Банке».

Законны ли действия банка?

В договоре оферты на сопровождение эквайринга, заключенном Рустамом Журановым с «Альфа-Банком», действительно есть пункт, согласно которому зачисление денежных средств предпринимателю возможно не позднее срока в 540 дней.

— Если смотреть через призму договорных отношений, то всё нормально. Стороны договорились, условия никем не оспорены. Объемы заключенной документации довольно внушительны: без специального образования и должного внимания при заключении пункт об этих условиях можно проглядеть, что, видимо, и произошло. Зачисление средств бизнесмену не произошло по вине банка, который теперь ссылается на условия договора о 540 днях. Экономическая и политическая ситуация в России в последнее время тяжелая, и некоторые игроки финансового сектора решают свои проблемы за счет клиентов, — поделился мнением с НГС правозащитник из юридического центра «Алмаз» Захар Глушков.

По мнению юриста, пункт 9.5 договора «Альфа-Банка» о возможности расчета с клиентом в течение 540 дней по своей сути кабальный: он заведомо ставит одну из сторон договора в заранее уязвимое или невыгодное положение, считает Глушков.

Из ответа пресс-службы «Альфа-Банка» на запрос НГС следует, что деньги по торговому эквайрингу банк продавцам зачисляет на следующий день, а в отдельных случаях — моментально.

— Ситуации, когда продавцу нужно ждать больше суток, единичные, и они обычно связаны с нарушением правил торгового эквайринга. Что и случилось в конкретном случае. Если мы замечаем подозрительные операции, то можем расторгнуть договор в одностороннем порядке. Подробно об этом — в п. 3.2 правил торгового эквайринга. Мы не удерживаем деньги у себя и всегда зачисляем их, когда продавец (клиент) и банки-эмитенты карт подтверждают легитимность покупок. Возврат возможен как на счет продавца, так и на счет покупателя, — прокомментировал «Альфа-Банк» спорную ситуацию с Журановым.

Три из четырех этих транзакций были расценены как подозрительные. Вероятно, речь идет о суммах, которые редко увидишь в мясном магазине. Журанов утверждает, что это поставки продукции из цеха полуфабрикатов в регионы Сибири

— Мы считаем, что в этой ситуации банк действует недобросовестно. Наши транзакции абсолютно легальные, чему есть все подтверждающие документы. Если в течение недели «Альфа-Банк» не вернет наши деньги, мы будем обращаться в суд с требованием возврата и возмещения убытков, которые мы понесли по вине банка. Нам нужно рассчитываться с контрагентами, платить зарплату и арендные платежи, но приходится ждать своих уже заработанных денег. Также мы будем добиваться оценки деятельности банка надзорными органами, — подытожил бизнесмен Рустам Журанов.

Ранее НГС сообщал о том, что российские банки отказались раскрыть данные о кредитных каникулах для мобилизованных новосибирцев. Девять крупнейших банков проигнорировали запрос редакции НГС по важной теме.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
120
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему путешествие в Южную Корею лучше курортов Турции
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Рекомендуем
Знакомства
Объявления