На минувшей неделе истории про граждан Казахстана, опустошающих новосибирские магазины и скупающих чуть ли не оптовыми партиями автомобили и квартиры, в городе обсуждали почти так же эмоционально, как падение рубля. Виноваты ли покупатели из соседнего государства в дефиците и росте цен, что мотивирует их отправляться за покупками в соседнее государство и сколько это продлится — разбиралась корреспондент НГС.НОВОСТИ.
В результате быстрой девальвации рубля, пик которой пришелся на 16 декабря, когда рубль установил рекорд дневного падения с 1999 года, в выигрыше остались немногочисленные горожане, получающие зарплату в валюте и ближайшие соседи — жители Казахстана: 1 доллар там по-прежнему стоит порядка 182 тенге, а рубль резко подешевел — с почти 5 до 3 тенге.
Неожиданно оказалось, что покупки в соседней России на 40 % выгоднее, чем на родине. Граждане Казахстана ринулись в Омск, Новосибирск и другие соседние регионы.
В итоге желающие приобрести в Новосибирске, к примеру, Cadillac останутся ни с чем. Все 16 автомобилей этой марки, выставленные в салоне, были проданы в первые две недели декабря, причем 10 из них отправились в Казахстан, рассказала Надежда Пох, специалист по маркетингу компании «НСК-Авто». Спросом пользуется и продукция российского автопрома, рассказал Виталий Рыбин, руководитель отдела продаж «Авто-1», официальный дилер LADA в Новосибирске, порядка 30 % покупок в их салоне сейчас приходится на граждан Казахстана.
«Гранты» идут хорошо у них, хорошо покупаются у них «Ларгусы», — говорит Рыбин. — Если дальше будет такой же наплыв, то нам хватит автомобилей на неделю торговли».
Кроме машин обладатели полновесного тенге активно покупают в Новосибирске квартиры. «Очень активно жилую недвижимость у нас стали скупать из Казахстана, — отмечает директор офиса продаж АН «Грановит» на ул. Советская, 37 Елена Алексеева. — Только наш офис за прошедшую неделю провел четыре задатка с жителями Казахстана и две брони поставили у застройщиков. Ситуация в целом по рынку примерно такая же — Казахстан активно скупает любую ликвидную новосибирскую недвижимость».
Но если запасы бытовой техники и автомобилей по старым ценам подошли к концу, то ажиотажный спрос на рынке недвижимости Новосибирска не привел ни к дефициту, ни к повышению цен. Несмотря на то что процент покупателей из Казахстана заметно увеличился, «доля покупателей из стран СНГ не настолько велика, чтобы оказать влияние на рынок недвижимости Новосибирска в целом», утверждают в агентстве недвижимости «Жилфонд».
Граждан соседнего государства в город привлекает не только возможность выгодно купить квартиру, но, в первую очередь, желание переехать в один из крупнейших российских мегаполисов, добавляют риэлторы.
«Просто теперь они могут себе позволить намного больше, — комментирует Ирина Рогозина, руководитель отдела рекламы «Жилфонда». — Я лично общалась с этими людьми, когда у нас была выставка новостроек. Они говорят: «У нас тут учится сын, или дочка. И мы хотим теперь всей семьей переехать сюда [в Новосибирск]». Доллар вырос, и у них теперь есть возможность купить не однокомнатную, а двухкомнатную, не двухкомнатную, а трехкомнатную, и т.д. Активно покупают всё — и новостройки, и вторичку».
Еще один сегмент, в котором за счет девальвации рубля резко выросла доля покупателей из соседней республики, — это туризм, хотя, по словам гендиректора представительства Tez Tour в Новосибирске Галины Машуховой, этот тренд касается только одной компании — собственно, самого Tez Tour, который является международным туристическим холдингом и имеет возможность открывать свои представительства в других странах — в частности, в Казахстане.
Процент путевок, купленных гражданами Казахстана, сейчас, по словам г-жи Машуховой, составляет не меньше 40 % от общего количества. Раскуплены не только новогодние туры, но и путевки на январь и часть февраля.
Ситуация на первый взгляд кажется парадоксальной: Казахстан — государство с ярко выраженной сырьевой экономикой. «[Нефтегазовая] отрасль обеспечивает порядка четверти ВВП страны и около двух третей государственного бюджета», — сказал в 2013 году министр нефти и газа Узакбай Карабалин (цитата с сайта министерства). На пресс-конференции 18 декабря президент РФ Владимир Путин сказал, что Казахстан стоит перед такими же вызовами, с которыми столкнулась переживающая падение национальной валюты Россия. Тем не менее на курсе тенге падение цены на нефть до 61 доллара за баррель (на момент сдачи материала) не сказалось.
«В Казахстане — другая система. Там люди просыпаются — а у них курс доллара уже другой, на 15–20 % выше. Но девальвацию Нацбанк пока не провел. Тенге — валюта, безусловно, более слабая. Вопрос в том, готово ли государство поддерживать курс национальной валюты своими резервами», — объясняет и.о. ректора Новосибирского государственного университета экономики и управления Александр Новиков.
Ива Аврорина
Фото depositphotos.com