Бизнесмен Александр Бойко вернулся на розничный рынок ГСМ. Право торговать бензином под раскрученной маркой «Трансервис» он продает владельцам заправок по сложным франчайзинговым схемам на условии, что после продажи АЗС он получит до 20 % от сделки. Независимые владельцы бензоколонок не торопятся вставать под марку Бойко, хотя прекрасно понимают, что при работе врозь их бизнес обречен. Что кроме вывесок объединяет новые и старые заправки «Трансервис», и будет ли возвращение зеленых заправок на рынок триумфальным, выяснял корреспондент НГС.НОВОСТИ.
В Новосибирске появились две новые АЗС, работающие под брендом «Трансервис». Напомним, что в прошлом году владелец 17 заправок с аналогичным названием Александр Бойко продал их компании «Газпромнефть-Новосибирск». Сейчас бывшие заправки Бойко работают под брендом «Газпромнефть». Право на бренд «Трансервис» осталось за продавцом, который сейчас предлагает его по франшизе независимым заправщикам. Первые две франшизные АЗС «Трансервис» появились на ул. Сибиряков-Гвардейцев и ул. Выборной.
В «Трансервисе» объясняют, что для различных заправок франшиза продается на разных условиях. «Сеть АЗС — не сеть кофеен, чтобы всем давать одни и те же условия — проводит аналогию с развивающимся по франшизе Traveler's Coffee Александр Бойко. — В кофе наценка до 700 % — это нормально. Рынок АЗС закрытый, математика совсем другая. Себестоимость 21 рубль, продаем по 22,5, а издержки — 2,5–3 руб. Условия прописываются по годам, по валовой операционной прибыли, по прокачке, и так под каждую станцию по дням буквально. И не все собственники готовы к этому».
Александр Бойко подчеркивает, что он не хочет брать заправки в собственность, что его устраивает роль посредника, помогающего управлять АЗС и повышать их стоимость.
Глобальная цель этого предприятия — собрать под одним брендом максимум независимых заправок, чтобы продать их как можно дороже новому стратегическому инвестору, который вскоре зайдет на новосибирский рынок. «Нам как оператору все равно кому будут принадлежать заправки, — говорит Бойко. — Иванову, Петрову, «Газпромнефти» или «Роснефти». Если у собственника задача продать, то в контракте оговаривается, что до сделки он должен договориться с приобретателем о том, что управление остается за нами. В этом случае он платит нам премию в 10 % от суммы превышения той цены, по которой он продает, от ее современной стоимости. Если он не может договориться, то в этом случае — 20 % от цены продажи».
В комментарии газете «Ведомости» заместитель генерального директора по экономике «Трансервиса» Антон Гадыльшин заявил, что до конца года «Трансервис» собирается объединить под своим брендом до 20 АЗС Новосибирска.
Руководитель Ассоциации независимых нефтетрейдеров «Сибирь-ГСМ» Юлия Золотовская признает, что участники рынка уже давно говорят о возможности объединения сетей АЗС под одним брендом. «Конкретные параметры никто не обсуждал еще, — комментирует г-жа Золотовская. — Будет ли это вывеска Бойко или это будет какой-то новый бренд — неизвестно. Может случиться и так, что вообще никакого объединения не будет». Юлия Золотовская добавила, что владельцы заправок прекрасно понимают, что без объединения их бизнес, скорее всего, прогорит, но договориться об объединении заправщики не могут.
«Может быть, из-за косности мышления, но, тем не менее, я не принял предложение Бойко и считаю, что объединение независимых заправщиков вообще невозможно, — говорит владелец сети АЗС «Беркут» Михаил Сенчук.
— В бренд «Трансервиса» я не верю. Я верю в «Газпромнефть», в «Роснефть». «Трансервис» — это уже вчерашний день.
Я разговаривал с владельцами АЗС «Синтез», «Хорос», они тоже не собираются сотрудничать (с Бойко. — К.М.). Может быть, он соберет какие-то мелкие заправки, которые продают по 2–3 куба, это не спасет никого».
В настоящий момент, по словам г-на Бойко, заправки «Трансервис» мало чем похожи на те заправки, которые находились в его собственности. На них действуют скидочные карты «Трансервиса», по которым можно получить 50 коп. скидки, и единая цена на бензин — 23,7 руб. за литр АИ-92 и 25,9 руб. за АИ-95. Это на 10 коп. дешевле предложения «Газпромнефти». При этом сам бензин «Трансервис», как и раньше, получает с Омского НПЗ.
Александр Бойко считает, что водители с радостью вернутся на зеленые заправки. До продажи аудиторию «Трансервиса» он оценивал в 154 тыс. человек. По его же словам, со сменой вывесок на заправки до самого нового года не вернулись 40 % постоянных клиентов.
Руководитель регионального подразделения общественной организации «Федерация автовладельцев России» Владимир Кириллов считает, что возвращение «Трансервиса» на новосибирский рынок не будет триумфальным. «Многое будет зависеть от того, в каком качестве вернется «Трансервис», потому что в городе есть люди, которые готовы платить за качественный сервис, — рассуждает Владимир. — Но это точно не будет триумф».
Кирилл Маковеев
Фото Ирины Лысенко