![«Дата показа "Барби" в России уже заявлена». Кинопрокатчик — о нелегальном прокате фильмов и новой волне цензуры По словам кинопредпринимателя, фильмы всё же могут показать в России, а у «Барби» даже есть дата выхода | Источник: кадр из фильма «Барби», реж. Грета Гервиг](https://n1s1.hsmedia.ru/f9/ce/19/f9ce198709eedebbe83daf6c90d14a8e/656x394_1_6c14e41d5ee3b76ed409213f7c9c991d@1200x720_0x6IHiXgB5_9874345993494843968.jpg.webp)
В Минкульте заявили, что «Барби» (12+) и «Оппенгеймер» (16+) не соответствуют традиционным ценностям, поэтому фильмам не разрешили выдать принудительную лицензию. Ранее мы общались с критиками о том, что в картинах могло не понравиться министерству и какова судьба «серого» кинопроката в России.
Но какова судьба кинотеатров, которые официально не могут показывать главные зарубежные премьеры, и удастся ли все-таки посмотреть нашумевшие фильмы на большом экране? Об этом мы поговорили с Андреем Алексеевым* — кинопредпринимателем из Ярославля.
— Что такого может быть в фильме, чтобы его не допустили к прокату из-за несоответствия традиционным ценностям?
— Мне кажется, нам просто дают понять, что прокат таких фильмов, пусть и нелегальный, нежелателен. Таким образом начинается борьба с расцветшим бурным цветом пиратством, которое у нас в последние 1,5 года вынужденно присутствует в кинотеатрах с прокатом голливудского кино. Видимо, решили начать борьбу, и начать именно с этих ярких фильмов, каждый из которых по-своему пропагандирует, скажем так, ценности, которые признаны у нас нежелательными.
«"Барби" — это очевидная пропаганда легкого, свободного и в целом американского образа жизни, который здесь не приветствуется»
«Оппенгеймер» — другое дело. Во-первых, это история про сильную личность, которая противодействует системе и общечеловеческие ценности ставит в итоге во главу угла. А с величием своего государства — в данном случае США, но тем не менее — борется, и параллели с сегодняшним днем напрашиваются сами собой. Пропаганда всего, что сейчас признано враждебным, заставляет Минкульт эти формулировки произносить публично.
![Фильм основан на истории о Роберте Оппенгеймере — ученом, которого называют «отцом атомной бомбы» | Источник: кадр из фильма «Оппенгеймер»](https://n1s1.hsmedia.ru/7b/b3/49/7bb34992d82ea07c3474c2fd8630238d/656x438_1_9ff5a01697654ba70275611ed7c42d27@900x600_0xunZg2nLa_4648490875694452916.jpg.webp)
При этом кинотеатры всё равно будут показывать как минимум «Барби», потому что сейчас всё это происходит без ведома Минкульта. Появились организации, которые предлагают дубляж этих фильмов, и, соответственно, дата проката в России уже заявлена — кинотеатры ждут и подставляют мешки с деньгами.
«"Барби" должна стартовать в России 16 сентября. Перевод на русский язык уже готов»
Всё это произошло опять же нелегальным способом, но тем не менее определенные кинотеатры уже заключают договор с этими пиратами и готовы к этому прокату. Впервые Минкульт формулирует свои постулаты про несоответствующие ценности. И непонятно, как будет себя вести в данном случае министерство и надзирающие органы. Потому что если кинотеатры все-таки решатся показывать, например, «Барби», они могут столкнуться с неплановыми прокурорскими проверками, штрафами и так далее.
«Так что ничего хорошего не будет. Скорее всего, прокат этих фильмов будет таким образом сорван, даже нелегальный»
![На сайтах некоторых кинотеатров уже появился анонс премьеры фильма | Источник: Mirage.ru](https://n1s1.hsmedia.ru/7d/46/fd/7d46fdbbcbd729903735ede37eb667be/656x273_1_879d730ce93f2bf5bf75f6454bb57b50@1708x710_0xLgbXAnI6_3089771861965864064.jpg.webp)
— Я помню, были скандалы с «Кроликом Джоджо» (фильм про мальчика, укрывающего еврейку у себя дома во время Второй мировой войны. После скандала с фильмом прокатчики сами решили не показывать фильм) или с «Капитан Волконогов бежал» (кинокартина о репрессиях 1937 года в СССР, официальная причина отмены показов — отсутствие «прокатных перспектив»), где Минкульт даже не принимал прямого участия.
— Кстати, «Смерть Сталина» (Минкульт отозвал лицензию после скандала. — Прим. ред.) была в этом же списке. А теперь они пошли дальше и, судя по всему, объявили войну именно содержанию голливудского кино, которое признали опасным и нежелательным. То есть если раньше, условно говоря, «Аватар» терпели, то теперь и он может попасть под каток.
— Это, наверное, приносит прокатчикам большие убытки?
— Это наносит урон кинотеатрам прежде всего, которые пытаются выжить. Они пытались выжить после пандемии и, соответственно, после ухода Голливуда тоже пытаются. Им очень тяжело.
«Многие кинотеатры в России находятся на грани разорения. Но у государства есть ответ — национализация»
Я думаю, что государство нас готовит к тому, что кинотеатры из коммерческих структур постепенно превратятся в государственные.
— Другие эксперты говорят, что Минкульт таким образом лоббирует фильмы отечественного производства, которые готовятся к прокату. Уже выходил, например, «Чебурашка», который собрал большую кассу.
— Да, всё верно. У них есть, конечно, свои интересы, и их задача — демонстрировать и рапортовать наверх, что доля российского кино стремительно повышается: «смотрите, у нас доля отечественных фильмов составляет уже 80%». Но, когда речь заходит о финансовых выражениях, что для кинотеатров является важнейшим показателем, здесь мы приходим к печальным выводам. Денег, которые собирают российские релизы, даже во всём своем количестве не хватает на то, чтобы содержать такое количество кинотеатров в стране.
«Частные кинотеатры, либо они будут закрываться, либо государство будет брать их под свою опеку»
Второй сценарий наиболее вероятен, и в этом случае просто не будет варианта показывать голливудское кино — неважно, пиратское или нет, его просто не будет.
* Признан в РФ иноагентом.
Ранее мы рассказывали, как фильм «Барби» повлиял на выбор мебели у россиян. Также прочитайте, почему музей истории ГУЛАГа отменил показы фильмов о репрессиях «Капитан Волконогов бежал» и «За нас с вами».