
На пару дней на краю Кировского района Новосибирска открылась фильмобаза. О ее существовании не знали даже глубоко погруженные в историю кино новосибирцы. Открыли ее 50 лет назад, а в 2019 году заархивировали. Некоторые кинокартины в архиве датированы аж 1937 годом. В немного пыльное, хранящие десятилетия истории здание попали журналисты НГС — рассказываем о застывшей во времени фильмобазе.
Кинозал с занавесом
На фильмобазе пахнет пылью и какой-то неуловимой ностальгией. Здание как будто давно законсервировано, не позже 1980-х. Поэтому особенно удивительно, что фильмобаза перестала работать лишь в 2019 году.
Ее открыли в 1978 году — она была одним из центров «закулисья» киноиндустрии Новосибирской области. Как отмечают организаторы экскурсии на «закрытую» территорию, даже те, кто долгие годы изучал историю кино в Новосибирске, о небольшом здании на краю Кировского района не знали.

После закрытия фильмобазу передали Центру креативных индустрий, который закрыл архивы. Спустя четыре года в Центр пришли организаторы сообщества «Новосибирск. Конструктивизм» с желанием сделать фильмобазу открытой и водить сюда экскурсии. После переговоров на Ночь музеев на несколько часов фильмобаза открыла свои двери.
— Здесь фильмы собирали после того, как они покатались по городу, по всем районам области: сюда их привозили, реставрировали и складировали в киноархив, — рассказывает экскурсовод Михаил Питателев.

Посетителей сначала ведут в киноаппаратную, где на стене пачками сигарет выложено «Не курить» и стоят до сих пор работающие проекторы. Таких в городе осталось лишь несколько: в «Синеме» и «Победе». Директор фильмобазы Иван Терентьевич запускает один из проекторов и говорит, что в будущем, если экскурсии будут интересны, можно будет смотреть кино.
Иван Терентьевич проработал на фильмобазе 12 лет, а в «закулисье» кино работает всю жизнь: начинал с киномеханика, а потом развозил кинопленки по Новосибирской области.

— В первый раз Иван Терентьевич с подозрением смотрел. А когда в третий раз пришли, он стал открытым и начал всё рассказывать. И работники рады, что к ним приходят, что их дело жизни интересно, — объясняет руководитель проекта «Новосибирск Конструктивизм» Евгений Дубровин.
В небольшой комнатке стоит кинокопировальный аппарат. Вообще, фабрика по копированию работала в Октябрьском районе Новосибирска, но фильмобаза сделала собственную установку, чтобы делать копии для производственных целей. На стенах в аппаратной висят схемы для обучения киномехаников — здесь проходила практика будущих профессионалов, которые работали в городе и в районах.

Проекторы направлены в небольшой кинозал на 30 мест. Ведущий к нему узкий коридор весь завешан плакатами. На них история смешалась: рядом с афишами старых советских фильмов — фильм с Джимом Керри. Сам зал выглядит непривычно для современного зрителя: театральный занавес, белая кожа, советские лампы в форме чупа-чупсов.
— Просто почувствуйте, насколько здесь всё нетронуто. На стенах перфорированные панели, которые обычно ставили в кабинете лор-врачей, чтобы обеспечить нужную акустику, — рассказывает Михаил Питателев. — Здесь смотрели кино директора советских кинотеатров, цензоры. Они определяли очередь, решали, по каким кинотеатрам будет ездить фильм, кто его будет прокатывать, кто возьмет как повторный фильм и кто будет его досматривать, когда пленка уже поизносится. И какой будет возрастной ценз — каждая область могла определять сама.

Одна из особенностей кинозала — кожаный экран. Когда в Новосибирске реконструировали кинотеатр «Победа», кинолюбители просили сделать зал, обитый кожей. Специально для них в одном из кафе «Победы» есть стена с кожаной обивкой.
Маленький кинозал тоже, возможно, скоро оживет. Организаторы уже составляют план, что можно включить: фильмы сибирских авторов, старое советское кино и современное пленочное.

«Крик души»
В кабинете директора Ивана Терентьевича стоят видавший виды кожаный диван и большой деревянный стол — признаки прошлой важности этого места. На стенах выставлены карты с отмеченными изменениями для пленочного кино.
До революции кино, как объясняет экскурсовод, было «низким» искусством: его смотрели после цирковых представлений и крутили в кабаках, где наливали алкоголь. Это всё создавало образ, что кино — для малограмотных граждан. Но затем Ленин объявил, что цирк и кино в пролетарской стране — самые важные искусства. После этого кинотеатры стали быстро распространяться по стране.
— Тут крик души из 90-х, когда люди перестали ходить в кино. За 1986 год средняя загрузка кинозалов — 38,5%, на детских сеансах — 48,2%. Средняя посещаемость жителями — 18,9 раза, то есть 19 раз в год человек ходит в кино. Дети ходят 39,2 раза. И вот 1995 год — средняя посещаемость 0,1%, каждый десятый человек ходит в кинозал. Два кинотеатра, «Луч» и «Заря», помечены крестами — они стали церквями, — показывает на картах экскурсовод.

Многие комнаты с самим архивом для посетителей еще закрыты — до них пока не добрались руки историков и музейных работников. Зато открыто несколько технических комнат. В одной из них стоит огромный аппарат для реставрации пленки: после приезда из Москвы пленку в первую очередь мыли.
— Она проезжала по трем отсекам: через промывочный, потом сушильный, в сушильном она проходила, потом ее «чесали» протирочные ролики, покрытые фетром. После того как полировка заканчивалась, начиналась намотка. Потом пленочка собиралась в бобины и так хранилась в фильмохранилищах, — объясняет Михаил.

На фильмобазе в лучшие годы работало несколько десятков человек, в том числе несколько женщин-фильмопроверщиц. Через специальный аппарат они проверяли сохранность кадров на пришедшей пленке. Это была кропотливая сидячая работа, женщины должны были успевать в сроки. График развоза кино планировался заранее, фильмы должны были в кратчайшие сроки попасть в кинотеатры города и области.
В комнате, где работали фильмопроверщицы, сохранилась атмосфера из советского кино: на стенах коллажи из старых фильмов, на стеллажах — альбомы с историческими фотографиями и автографами приезжающих в Новосибирск актеров и книги о кино.

— Перед нами несколько стендов и альбомов, афиши с артистами — экспозиция музея кинофикации Новосибирской области, которая сейчас находится на хранении на фильмобазе. Самое главное — альбомы. Например, альбомы с историей кинотеатров, с историей кино в областях. Огромный альбом «100 лет кинопрокату» — 1995 год, — перечисляет только часть коллекции экскурсовод. — Моя любимая книжка — это «Советские фильмы на Западе».

Часть индустриального туризма
Тем, кто будет изучать архивы, понадобиться много месяцев, чтобы разобрать коллекцию, — ее собирали десятилетиями. В том числе ту, что хранится в самих архивах с пленкой.
Как рассказал Иван Терентьевич, раньше самым старым фильмом в архивах была пленка 1932 года, но ее пришлось сдать — пришла в негодность. Сегодня самая старая кинолента на фильмобазе — «Гроза» 1937 года. И ее даже можно посмотреть.

— Наш архив состоит из трех частей. Большая часть — это прокатные копии, привезенные из Москвы, вторая часть относится к студии Западно-Сибирской кинохроники. Это был уникальный центр, который длительное время находился в соборе Александра Невского, — рассказал Андрей Васильев, и. о директора Центра креативных индустрий. — Третья — «Новосибирск телефильмы» — это кино, которое существовало на базе ГТРК. Сначала фильмы хранились там, потом появился договор об их оцифровке, и их опять туда забрали. Часть осталась здесь.

Пока музейные работники не положили все артефакты под стекло, на фильмобазу смогли попасть около 200 новосибирцев. За время Ночи музеев «Новосибирск. Конструктивизм» провели пять экскурсий вместе с Иваном Терентьевичем. Как отмечают авторы экскурсии, это показало интерес новосибирцев к теме кино. Однажды ее мечтают сделать частью индустриального туризма Новосибирска: вместе с Башней на Маркса и зданием «Советской Сибири». А пока фильмобаза всё еще остается под замком.
Что еще почитать по теме?
Красивые и отвязные: какими были наши мамы в молодости — разглядываем фотографии из прошлого.
Новосибирцы восстановят фильм о семье Овечкиных, которые захватили самолет в конце 1980-х.
Хроника лучших времен: на заводе нашли фильм, снятый 30 лет назад.
Все самые важные новости Новосибирска и региона мы оперативно публикуем в Тelegram-канале НГС. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе событий!