В бывшем Новосибирском государственном театре оперы и балета, переименованном в НОВАТ, — разрекламированная и бурно обсуждаемая премьера. Хотя вроде бы и не совсем премьера: балет «Спартак» на музыку Арама Хачатуряна давно известен новосибирцам. Но с 21 января под старым названием стали показывать совершенно новое зрелище со сложной хореографией римских оргий среди блеска и роскоши. И с участием живого тигра.
В оперном театре, к которому все прочнее прирастает аббревиатура НОВАТ, 21–24 января впервые показали балет «Спартак» с обновленной хореографией. Привычную местному зрителю классическую постановку Юрия Григоровича заменили действом в стиле голливудского блокбастера от Георгия Ковтуна. И это, пожалуй, самое масштабное шоу, которое мне доводилось видеть в оперном. За два действия на сцене побывали в общей сложности триста человек — не только танцовщики, одетые в кожаные ремешки (неизбежно напоминающие гомоэротическую атрибутику), но и певцы, и дрессировщица, выводящая на сцену живую тигрицу. Сравнивать старого аскетичного и нового тонущего в упадочной римской роскоши «Спартака» почти бессмысленно: слишком мало у них общего. Только музыка Арама Хачатуряна и имена главных героев. В остальном — это два разных балета.
Первое удивление ждет публику еще до начала спектакля. Вместо привычного красного занавеса на сцене — картина гладиаторского боя. Затем появляется хор, что тоже нетипично для классического балета. Если не придираться, то пение на латыни в истории про Древний Рим выглядит органично. Во-первых, тридцать-сорок дополнительных фигур в костюмах плебса создают колоритную массовку. Во-вторых, получается отсылка к античному театру. Хотя стоит все-таки отметить, что хоры были больше популярны в древнегреческой традиции, а во времена, когда происходит действие «Спартака», уже почти полностью изжили себя.
Еще до премьеры пресс-служба НОВАТа распространила информацию о том, что в «Спартаке» на сцену выйдет живая тигрица Шакира. Как и белый конь Вася в «Дон Кихоте» или выезжающий на сцену автомобиль в «Фаусте» (снятом с репертуара), зверь на сцене — крючок, который ловит внимание, интерес и память зрителей, не слишком сведущих в балете: им будет чему удивиться и что вспомнить. Шакира, как сообщает сайт mariinka.org, снималась в телешоу «Цирк со звездами». А в 2008 году вместе со своей дочерью Мирой участвовала в постановке «Спартака» в Михайловском театре, которым, так же как и новосибирским оперным, руководит Владимир Кехман. Кстати, он смотрел премьеру из отдельной затемненной ложи в левой части зала — ближе всех к оркестровой яме. Так что если бы у тигрицы вдруг выдалось плохое настроение, директор попал бы под раздачу в числе первых. Но Шакира вела себя хорошо — степенно шествовала по авансцене рядом с дрессировщицей.
Спектакль полон зрелищных деталей. Пиры римских патрициев в помпезных декорациях порой становятся похожи на оргии. Убитых гладиаторов утаскивают со сцены крюками люди в лохматых масках.
Балет же насыщен сложными поддержками, полетами и акробатическими трюками. Тот, кому танцы не понравились эстетически, может хотя бы отдать должное тому, сколько сил вложено в их исполнение. Особенно запоминаются сложные партии любовного — и очень сексуального — танца полководца Красса (Марат Шемиунов) и его подруги гетеры Эгины (Анна Одинцова). По контрасту с ними отношения Спартака (Денис Матвиенко) с возлюбленной Фригией (Ольга Гришенкова) выглядят подчеркнуто нежными и целомудренными — даже в сцене перед последним боем.
Партия Спартака в новой версии выглядит бледновато. Будущий худрук балета НОВАТ очень старается быть харизматическим лидером в кожаных трусах. Но, увы, и Матвиенко, и Гришенкова уступают дуэту Одинцовой – Шемиунова. Особенно хороша Эгина — она уверена в себе и весьма коварна: фактически возглавляет обольщение гладиаторов Спартака, чтобы подавить его восстание. А потом, как истинная дочь своего времени, не испытывает ни капли раскаяния. Рядом с взрывной Эгиной Фригия, жертва обстоятельств, немного теряется — даже в сцене прощания с убитым возлюбленным она не так интересна, как ее антипод.
Георгий Ковтун в интервью перед премьерой подчеркнул, что специально переработал либретто для новосибирского театра и адаптировал сцены боев под особенности местной сцены.
Первые зрители нового «Спартака» разделились на два лагеря. Одни требуют не глумиться над классикой (что бы это ни значило), другие — что постановка великолепна (и в качестве доказательств художественной ценности прилагают собственные фото в пышных интерьерах свежеотремонтированного фойе). У людей, не склонных впадать в крайности, но часто бывавших в оперном до реконструкции (в том числе у автора этих строк), возникли вопросы к звуку. То ли он в принципе испортился, то ли оркестр еще «не сыгрался» с хором. К танцам претензий нет — они в «Спартаке» на грани безупречности.
В прямом эфире НГС.НОВОСТИ в декабре 2015 года Владимир Кехман пообещал, что сохранит в репертуаре две версии одного балета, пояснив: «"Спартак" Григоровича — это одна публика, а "Спартак" Ковтуна — это другая публика». Но пока, вплоть до марта, в афише театра фигурирует только одна постановка. Следующий показ обновленной версии «Спартака» запланирован на 22 февраля. Билеты на сайте НОВАТа стоят от 900 до 2000 руб.
Анна Наумцева
Фото Виктора Дмитриева