Криминал Эксклюзив «Моей подписи нет»: экс-чиновницу мэрии назвали организатором аферы на 50 млн — деньги выделяли на установку 300 светофоров

«Моей подписи нет»: экс-чиновницу мэрии назвали организатором аферы на 50 млн — деньги выделяли на установку 300 светофоров

В суде оправдываются экс-замруководителя дептранса Новосибирска и бывший муниципальный служащий

Суд проходит спустя восемь лет после событий, в которых обвиняют фигурантов | Источник: Юрий Орлов / Городские порталыСуд проходит спустя восемь лет после событий, в которых обвиняют фигурантов | Источник: Юрий Орлов / Городские порталы

Суд проходит спустя восемь лет после событий, в которых обвиняют фигурантов

Источник:
Юрий Орлов / Городские порталы

В Новосибирске начали рассматривать скандальное дело о призрачных светофорах. По версии следствия, мэрия выделила деньги на более 300 световых конструкций, но на городских дорогах огни так и не появились. Похищено более 50 миллионов рублей. Следствие считает, что организатор крупной аферы — бывшая замначальника департамента транспорта мэрии Олеся Богомазова, которая вместе с бывшими муниципальными служащими провернула преступную схему. НГС побывал на первом судебном заседании по скандальному делу, узнал детали аферы, а также выслушал позицию подсудимых.

Действующие лица

О крупной афере в дептрансе мэрии Новосибирска стало известно 16 апреля прошлого года. Всё началось с сообщения о возможных претензиях силовиков к экс-начальнику департамента транспорта Роману Дронову. Но чиновник остался в деле в качестве свидетеля, подозреваемыми стали бывший руководитель МКУ «Горсвет» Константин Анакин и экс-начальник ГБУ НСО «Специализированное монтажно-эксплуатационное учреждение» (СМЭУ) Дмитрий Мальцев.

Константин Анакин руководил МКУ «Горсвет» с 2004 года и до момент ликвидации учреждения в 2019 году, когда его переформировали в МБУ «ГЦОДД». После работы на муниципальной службе Анакин занялся бизнесом. По данным Rusprofile, в 2022 году он открыл ООО «Энергосветстрой» и занимался благоустройством дорог. Его компания выполнила семь госконтрактов на 13 миллионов рублей — в том числе с «ГЦОДД», где бизнесмен проработал около полугода. По итогам 2024 года выручка организации составила 593 тысячи, убыток — 1,8 миллиона рублей.

В 2017–2018 гг. Анакин и Мальцев, руководившие тогда бюджетными организациями, заключили контракты на 50 миллионов рублей с частными компаниями на обслуживание светофоров в Новосибирске. Вопросы к управленцам возникли, когда выяснилось, что бюджетные деньги не были использованы по назначению. Если точнее, то они ушли в карманы участников схемы, считают следователи.

Константин Анакин и Дмитрий Мальцев, считает следствие, были частью преступной схемы Олеси Богомазовой | Источник: Александр Ощепков / NGS.ru, пресс-служба ГУ МВД России по Новосибирской областиКонстантин Анакин и Дмитрий Мальцев, считает следствие, были частью преступной схемы Олеси Богомазовой | Источник: Александр Ощепков / NGS.ru, пресс-служба ГУ МВД России по Новосибирской области

Константин Анакин и Дмитрий Мальцев, считает следствие, были частью преступной схемы Олеси Богомазовой

Источник:
Александр Ощепков / NGS.ru, пресс-служба ГУ МВД России по Новосибирской области

В отношении Константина Анакина и Дмитрия Мальцева возбудили уголовное дело об особо крупном мошенничестве (часть 4 статьи 159 УК РФ). Их задержали в апреле прошлого года.

Дмитрий Мальцев с 2015 по 2016 годы руководил МКУ «ДЭУ № 1», после чего перешёл на пост начальника ГБУ НСО «СМЭУ». Он пробыл руководителем госучреждения с 2017 по 2021 год, после чего занялся бизнесом. С марта 2022-го по март 2023 года он руководил строительной компанией ООО «СТС-Плюс». Сегодня её директором и учредителем числится Анар Исмаилзаде. За время существования с 2016 года фирма заключила 275 госконтрактов на 6,2 миллиарда рублей. При этом первый бизнес у Мальцева появился ещё в 2002 году — он основал ООО «Кия-к». Компания ликвидирована с 2012 года, а сведений о её роде деятельности нет.

Связь между двумя фигурантами прямая: в 2018 году «Горсвет» Анакина заключил контракты со СМЭУ Мальцева на «организацию дорожного движения с помощью светофорного регулирования». Начальная стоимость контрактов превысила 60 миллионов, но окончательные предложения сегодня узнать уже невозможно — информацию об аукционах удалили с сайта госзакупок.

По версии следствия, в результате в Новосибирске не установили более 300 светофоров. Спустя месяц после ареста Анакина и Мальцева задержали и. о. руководителя департамента транспорта Олесю Богомазову. На момент возможной аферы она занимала должность заместителя начальника дептранса.

Предполагается, что она за взятки подписывала контракты и передавала их на согласование Роману Дронову, который тогда руководил департаментом. Экс-чиновница действовала сообща с Константином Анакиным, считают следователи. Олесю Богомазову поместили под стражу в мае прошлого года, сегодня она находится под домашним арестом.

Эпизоды первый и второй. Бюджетные дыры и сертификаты на технику

Олесю Богомазову и Константина Анакина судят отдельно от Дмитрия Мальцева. Расследование заняло чуть больше года. 11 июня в Центральном районном суде состоялось первое заседание. Экс-чиновнице вменяют два эпизода крупной взятки и превышение полномочий по предварительному сговору. Анакина обвиняют только в одном эпизоде превышения полномочий, статьи о мошенничестве в обвинительном заключении нет.

По словам государственного обвинителя, с 2016 года Олеся Богомазова занимала должность начальника финансового и экономического управления дептранса, а Константин Анакин формально был её подчинённым.

В ноябре 2017 года МКУ «Горсовет» и ГБУ НСО «СМЭУ» заключили контракт 8,8 миллиона рублей на установку светофоров в Новосибирске. Подрядчик оказал услуги по договору, муниципалитет принял и оплатил работы. Этот контракт считается точкой отсчёта в уголовном деле, хоть и выполнен по всем правилам. Дело в том, что уже через месяц Минтранс НСО заключил соглашение с мэрией о выделении субсидии в 36 миллионов рублей на развитие дорог по госпрограмме.

Именно на этом моменте в деле стал фигурировать руководивший на тот момент СМЭУ Дмитрий Мальцев. По версии следствия, он обратился к городским властям с проблемой: якобы в его организации катастрофически не хватает денег, поэтому он рассчитывает на получение субсидии. Было лишь одно препятствие: 36 миллионов выделялись по контрактам на обслуживание светофоров, а СМЭУ уже исполнило один такой в ноябре 2017 года.

Сейчас Олеся Богомазова находится под домашним арестом. Изначально суд поместил её в СИЗО | Источник: Анна Скок / NGS.ruСейчас Олеся Богомазова находится под домашним арестом. Изначально суд поместил её в СИЗО | Источник: Анна Скок / NGS.ru

Сейчас Олеся Богомазова находится под домашним арестом. Изначально суд поместил её в СИЗО

Источник:
Анна Скок / NGS.ru

Тогда в деле появляется Олеся Богомазова. Следователи считают, что на просьбу залатать бюджетные дыры в СЭМУ откликнулась именно она. Информацию она якобы передала Константину Анакину. План, по версии следствия, был таков: МКУ «Горсвет» объявляет новые контракты на обслуживание светофоров, их забирает СМЭУ, а Олеся Богомазова подписывает нужные акты и согласовывает контракты у своего начальника Романа Дронова (в схему он посвящён не был и проходит по делу в качестве свидетеля).

Важная деталь: следствие утверждает, что новые контракты были просто формальностью и техзадание было скопировано из тех, что ранее исполнило СМЭУ. Фактически же светофорами никто не занимался, следует из обвинительного заключения. Отличалась лишь стоимость: новый контракт стоил 20 миллионов рублей вместо 8 миллионов предыдущего.

В 2018 году Минтранс НСО выделил новую субсидию мэрии — на этот раз 55 миллионов рублей. Участники схемы, считает следствие, в точности её повторили во второй раз. Теперь фиктивный контракт стоил 30 миллионов рублей, а работы вновь выполнены не были, утверждают следователи.

Чтобы добиться расположения чиновницы из дептранса, Дмитрий Мальцев, по данным следователей, дал несколько взяток Олесе Богомазовой. В материалах дела упоминаются деньги и сертификаты на бытовую технику, в общей сложности на сумму около 230 тысяч рублей.

Олеся Богомазова в материалах дела названа организатором преступной схемы.

Эпизод третий. Политика и (опять) сертификаты на технику

Олеся Богомазова фигурирует в ещё одном деле. Экс-чиновницу обвиняют в незаконной помощи депутату горсовета Игорю Титаренко. В 2021 году департамент транспорта реализовал несколько наказов избирателей политика. Речь идёт о ремонте тротуара на улице Лескова, дороги на Ленинградской, благоустройству улицы Бориса Богаткова.

Обвинение считает, что Игорь Титаренко решил получить преимущество в исполнении своих наказов в будущем, и в период с декабря 2021-го по март 2022-го депутат подарил Богомазовой подарочный сертификат на бытовую технику на 150 тысяч рублей и бутылку вина за 849 рублей и 99 копеек.

Олеся Богомазова утверждает, что у неё не было полномочий помочь Игорю Титаренко в его политических начинаниях, а дело основано лишь на его показаниях | Источник: мэрия НовосибирскаОлеся Богомазова утверждает, что у неё не было полномочий помочь Игорю Титаренко в его политических начинаниях, а дело основано лишь на его показаниях | Источник: мэрия Новосибирска

Олеся Богомазова утверждает, что у неё не было полномочий помочь Игорю Титаренко в его политических начинаниях, а дело основано лишь на его показаниях

Источник:
мэрия Новосибирска

С того момента и до дня задержания 14 мая 2024 года Олеся Богомазова, как сказано в обвинительном заключении, покровительствовала Игорю Титаренко. Департамент якобы рассматривал наказы избирателей депутата в приоритетном порядке и выделял дополнительные средства.

При этом в обвинительном заключении нет информации о том, какие именно наказы избирателей Игоря Титаренко исполнили в особом порядке благодаря взятке, речь идёт лишь об «общем покровительстве».

По этому эпизоду бывшей чиновнице предъявили обвинение в получении взяток.

Позиция подсудимых

Олеся Богомазова не признала свою вину. К первому судебному заседанию она подготовила речь, в которой заявила, что не имеет отношения к этим преступлениям. По её словам, она не занималась заключением фиктивных контрактов в 2017–2018 годах.

«Моей подписи упомянутых в обвинении муниципальных контрактах отсутствуют. Мои полномочия в 2017–2018 годах не определены. В предъявленном мне обвинении отсутствуют указания на то, какие именно действия я оказывала для согласования контрактов и какие полномочия я превысила», — начала свою речь подсудимая.

По словам Богомазовой, в обвинительном заключении не описаны её конкретные действия и полномочия, что нарушает её право на защиту.

Экс-чиновница считает, что делать выводы о её виновности до приговора экс-начальнику СМЭУ Дмитрию Мальцеву преждевременно. Его сегодня обвиняют в растрате около 10 миллионов рублей, хотя изначально он проходил обвиняемым по крупному мошенничеству.

«В материалах уголовного дела отсутствуют объективные доказательства совершения Мальцевым растраты, отсутствует обвинительный и вступивший в законную силу приговор. Уголовное дело в суд пока не направлялось», — продолжила экс-чиновница.

Подсудимая несколько раз подчеркнула, что категорически не признаёт вину | Источник: Анна Скок / NGS.ruПодсудимая несколько раз подчеркнула, что категорически не признаёт вину | Источник: Анна Скок / NGS.ru

Подсудимая несколько раз подчеркнула, что категорически не признаёт вину

Источник:
Анна Скок / NGS.ru

Вместе с Дмитрием Мальцевым по делу о предполагаемой растрате проходит некий Мусаев, но его имя и должность в суде не озвучили. По словам Олеси Богомазовой, она не могла предвидеть, что Мальцев имел планы по растрате бюджетных средств и не может нести ответственность за чужие преступления.

Экс-чиновница также отрицает, что получала взятки от бывшего руководителя СМЭУ. Она подчёркивает, что Дмитрий Мальцев дал на неё показания только после того, как его самого задержали из-за аферы с контрактами на обслуживание светофоров.

«Я полагаю, что показания Мальцева даны либо для создания видимости исполнения условий досудебного соглашения, заключённого им с прокурором, либо ввиду предвзятого отношения Мальцева ко мне, возникшего в результате конфликта из-за его деятельности как завода-производителя дорожной спецтехники. Я категорически заявляю, что никогда не получала от Мальцева взяток», — утверждает Богомазова.

Вину по эпизоду с депутатом Игорем Титаренко Олеся Богомазова также не признала и уточнила, что у неё не было полномочий, чтобы исполненять наказы или выделять на них деньги.

«Я категорически заявляю, что о передаче денег от Титаренко я сама узнала после возбуждения уголовного дела в мае 2024 года. Договорённостей с ним никогда не имела», — высказалась она.

Адвокат Константина Анакина заявила, что в действиях её подзащитного нет состава преступления.

В марте прошлого года силовики задержали бывшего начальника департамента транспорта Константина Васильева. Его обвиняют в превышении должностных полномочий при строительстве дороги до Плющихинского жилмассива. Его дело уже рассматривает суд, следствие оценивает ущерб в 48 миллионов рублей.

ПО ТЕМЕ
Лайк
TYPE_LIKE9
Смех
TYPE_HAPPY7
Удивление
TYPE_SURPRISED1
Гнев
TYPE_ANGRY14
Печаль
TYPE_SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
81
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления