В детстве Дарья Грузинская разбирала гардероб одной бабушки, а с другой — гуляла по винтажкам. Годы спустя девушка превратила страсть к одежде с историей в собственный бизнес. Рассказываем как.
Платье и увлечение от бабушки
Секонд-хенд VINTAZHKAA — это небольшое помещение в офисном центре. Первое, что бросается в глаза, — пиджаки. Они — визитная карточка магазина.
Все костюмы мужские, однако любительницы oversize не боятся носить их с ремнем или просто так. Пиджаки — это нестареющая классика, считает Дарья Грузинская.
Девушка открыла винтажный магазин в 2020 году, в разгар пандемии. Тогда как раз появилось время разобрать старые вещи. И не только свои.
— Любовь к винтажу однозначно со мной с детства. Помню, когда к бабушке приезжала, всегда разбирала ее шкафы и антресоли. И до сих пор я так делаю: достаю всё, что есть, и каждый раз нахожу что-то новое. Недавно нашла платье 1960-х, в котором бабушка была на выпускном.
Дарья отмечает, что вся одежда сохранилась в прекрасном состоянии.
— Во-первых, мне кажется, люди раньше более бережно относились к одежде. Во-вторых, действительно качество тогда было гораздо лучше. Вот я не знаю, где сейчас найти пальто из шерсти или кашемира, которое не закатается через месяц.
На вешалке у входа красуется бордовое пальто в пол. Его Дарье привезла из Франции подруга. Это тоже ретронаходка — 1970-х годов.
Расхламиться и начать свое дело
VINTAZHKAA началась в ковидный год, когда все закрылись по домам. Грузинская в это время разбирала свой модный гардероб.
— Я распродавала находки, которые привезла из разных стран, я очень много путешествовала и всегда находила что-то. Потом решила пристроить всё то, что уже не ношу сама, но эти позиции еще актуальны. Сейчас уже точно не вспомню, но там были платья, пиджаки в отличном состоянии.
Объявления о продаже Дарья выложила в соцсети, и отклики пошли почти сразу. Сокровища из разных точек Земли быстро нашли новых хозяев.
— Это были находки из Европы и Азии в основном. Из Турции и Грузии тоже есть, поэтому всё абсолютно разное. Каждый раз, когда отправляюсь в путешествие, нахожу там винтажный магазин. Сейчас вернулась из Таиланда, и даже там умудрилась найти такой, — рассказывает Дарья.
В поездках девушка и собирает товар для своего магазина.
— Я сразу поняла, что не хочу покупать вещи оптом. Мне важно, чтобы всё было отобрано через мой взгляд, через мою собственную призму. Только таким образом я могу создать коллекцию.
Коллекции в винтажке меняются по сезонам, то есть примерно раз в три месяца. Сейчас, в конце октября, появился рейл с шубами на зиму. Они прилетели в Барнаул из разных концов света.
Приученная к секонд-хендам с малых лет, Дарья никогда не считала вещи оттуда «старьем» или чем-то недостойным.
— Для меня это всегда было «окей», никакого предвзятого отношения. Меняться одеждой с подружками тоже всегда было в пределах нормы. Я считаю, что это всё экологично, потому что как минимум не нужно всякий раз покупать новое, если старое просто надоело. Можно поменяться или переделать — и вот вещь уже выглядит совершенно иначе, — уверена девушка.
Находят даже в Лондоне
В начале бизнес-пути Дарья брала пример со своей подруги, которая открыла подобный магазин. Помимо этого, Грузинская несколько лет прожила в Петербурге — там, рассказывает она, винтажки развиты еще больше, чем в провинциях. И люди относятся к этому проще и свободнее.
— После замужества я вернулась в Барнаул и первое время просто плакала. А потом нашла свое дело.
О капиталах и вложениях в бизнес Дарья не говорит, а на вопрос о том, кем она работала, когда открыла магазин, с улыбкой отвечает — женой.
— Конечно, за границей или в европейской части России с секонд-хендами всё гораздо лучше, чем у нас. Но я всё равно, где бы ни оказалась, нахожу куда зайти. Как-то раз была в Рубцовске — заранее погуглила секонды. Понятно, что выбора меньше, но искать стоит всегда.
Со временем VINTAZHKAA переехала из маленького помещения в промышленном районе Барнаула в центр. После у Дарьи появились помощницы, а еще телеграм-канал магазина — через него люди, как правило, и находят «те самые» пиджак или куртку.
— Есть клиенты даже из других стран. Помню, нас нашла русская девушка из Лондона — оформляли ей посылку. Чаще всего это история про влюбленность в конкретную вещь. Увидел — понравилось — купил, — рассказывает предпринимательница.
Грузинская описывает своих клиентов так: люди от 20 до 40 лет, преимущественно творческих профессий. Они ценят комфорт и уникальность. Идут за образом, которого ни у кого не будет. В этом смысле, считает девушка, винтаж всегда выигрывает у массмаркета.
Вещь с перспективой
С поисками ассортимента всё стихийно, как и у покупателей. У Дарьи нет расписания, по которому она путешествует за своими находками. Иногда удается собрать целую коллекцию за день, а порой — за каждой позицией приходится колесить по городам. Или оформлять доставку — еще одна статья расходов.
— Плюс я периодически приезжаю в Москву, на всякие маркеты: там собираются такие же любители винтажной одежды, владельцы магазинов. Мы делимся опытом и вещами. Обычно за свои коллекции я получаю кучу комплиментов: какие у вас ткани — кашемир, кожа. Я за натуральные материалы. Выбирать за годы уже научилась, есть насмотренность. Вижу и понимаю, что у этого есть перспектива. И обязательно примеряю: смотрю, как сидит.
За брендами девушка не гонится, но и массмаркет выбирает редко. В ее магазине много вещей от Dior, Max Mara, Valentino — они отвечают запросу по качеству.
В VINTAZHKAA, по словам основательницы, придерживаются средней ценовой политики, однако назвать среднюю стоимость одной позиции сложно. Всё зависит от состава ткани, бренда, затрат на транспортировку. Обычно от изначальной цены «скидывают» половину.
— В московских секондах нормально, например, продавать пальто за 20 тысяч, если оно из натуральной ткани. У нас я понимаю, что если выставлю такую стоимость, просто потеряю клиента. Поэтому такие цены у меня редкость. Шуба может стоить 20 тысяч, а пиджак — три-пять, — говорит Дарья.
Она уверяет: барнаульцы готовы искать в винтажках одежду с изюминкой, но первая причина, по которой приходят, — натуральные ткани.
— Это вещи на все времена. Как правило, базовые. Я сама такое очень люблю, их легко интегрировать в любой образ. Это не значит, что весь гардероб должен состоять из ретро, но секонды — это прекрасная возможность не выглядеть как под копирку.
Ранее мы рассказывали историю Юлии Ульяновой из Новосибирска, которая 10 лет работает в небе. Она признается, что мечтала быть судьей, а о карьере стюардессы никогда не задумывалась, но в один момент решила кардинально все изменить — бросила работу в офисе, переехала в Москву, отучилась на бортпроводника и устроилась в S7. Сейчас Юлия работает в бизнес-авиации и летает на одном бизнес-джете уже семь лет. Читайте в материале НГС, чем отличается работа в пассажирской авиакомпании от деловой авиации и с какими ограничениями сталкиваются сотрудники.