Коллапса в автогражданке избежать удалось, но кризис не преодолен. К такому выводу пришли эксперты страхового рынка в ходе круглого стола в РИА «Новости» по теме «Новые тарифы ОСАГО: итоги и прогнозы». На фоне ухудшения общей экономической ситуации в стране сложности в ОСАГО грозили переходом в системный кризис. В октябре 2014 года в связи с существенным увеличением предельных сумм выплат по ОСАГО Центробанк утвердил увеличение на 23–30% базового тарифа, который до этого ни разу не пересматривался. «Если бы этого не было сделано, – считает глава экспертного совета по страховому законодательству Государственной думы РФ Александр Коваль, – рынок ОСАГО в России был бы полностью разрушен».
Тем не менее проблема убыточности ОСАГО остается актуальной, сохраняются тенденции по сворачиванию бизнеса страховыми компаниями в ряде регионов. «Безусловно, корректировка тарифа, предпринятая ЦБ, в некоторой степени выровняла ситуацию. Однако почти в половине регионов страны ОСАГО остается убыточным для страховщиков, а люди испытывают проблемы при покупке полисов ОСАГО. Стремясь минимизировать издержки, страховщики продолжают практику переноса центров урегулирования в отдаленные районы, практику сокращения продаж полисов, – считает научный руководитель исследовательского центра «ВВП» Саид Гафуров. – Стремление страховщиков снизить расходы на ведение дела, уменьшение объема инвестиций опасно тем, что снижает доступность и качество услуг, что в свою очередь ведет к усилению конкуренции с «серыми» и «черными» страховщиками (особенно в регионах)».
Эксперты отметили, что увеличение тарифа поможет повысить рентабельность бизнеса страховых компаний, однако не коренным образом. В первом полугодии 2014 г. она не превышала 2,5%. После поднятия тарифа можно ожидать роста рентабельности до 3,5% к началу 2015 г.