Первый новосибирский фастфуд — сеть New York Pizza — снова стала самой крупной городской сетью общепита. Сегодня под этим брендом в Новосибирске работает уже 15 стационарных заведений, число которых медленно, но верно растет. Однако вернуть былую славу NYP будет уже крайне сложно, считают участники рынка: сегодня в Новосибирске появились не только новые российские игроки, но и крупные иностранные сети.
На прошлой неделе New York Pizza открыла свою новую закусочную в Первомайском сквере. Сейчас это одно из самых больших заведений сети — оно рассчитано более чем на 100 посетителей. Но главное, компании удалось вернуться в самый центр Новосибирска, откуда, казалось, ей пришлось уйти навсегда.
New York Pizza была первым заведением западного фастфуда в Новосибирске и вообще в Сибири в целом, открывшись в 1996 году. В период наибольшего расцвета компания американца Эрика Шогрена управляла более чем 20 закусочными, барами и ресторанами в Новосибирске, являясь крупнейшим игроком этого рынка. Помимо пиццерий компания Шогрена развивала сеть кулинарий-столовых «Кузина», а также несколько одиночных проектов (бар New York Times, ресторан «Белый зал», закусочная Diner). Кроме того, именно холдинг Шогрена создал первое в Новосибирске по-настоящему крупное производство тортов.
Однако в середине 2000-х предприниматель решил заняться агробизнесом, взяв в аренду 21 га земли в Коченевском районе Новосибирской области, где он обещал построить огромную молочную ферму на 3,2 тыс. голов стоимостью свыше 600 млн руб. Для того времени проект выглядел совершенно фантастическим (например, что электроэнергия на комплексе должна была производиться реактором, работающим на коровьем навозе). Однако проект так и остался на уровне подготовительных работ.
Тем временем Шогрен успел рассориться с целым рядом своих менеджеров, которые ушли от него к конкурентам или создали собственные успешные предприятия (самый яркий пример — Денис Иванов). У компании возникли значительные долги перед поставщиками, персоналом и Пенсионным фондом, в результате чего в 2009 году основное предприятие холдинга попало под процедуру банкротства, а сам Шогрен стал обвиняемым по делу о мошенничестве и уклонении от уплаты налогов. Доказать обвинения в суде так и не удалось, но бизнес Шогрена сжался в 2009 году до 5 небольших заведений — все крупные площадки пришлось оставить.
Перелом произошел в 2010 году, когда новая NYP заработала на фуд-корте в ТЦ «МЕГА». Как выяснилось, несмотря на проблемы собственного бизнеса Шогрена, созданный им бренд New York Pizza по-прежнему привлекает не только клиентов, но и других предпринимателей. Целый ряд новых заведений сети был открыт по франчайзингу (например, закусочные в районе педуниверситета, в ТРЦ «Ройял Парк», на пересечении Красного проспекта и улицы Фрунзе). Последняя по счету пиццерия в Первомайском сквере также открыта, по сути, на деньги сторонних инвесторов и находится в управлении компании Шогрена.
Чтобы стать франчайзи NYP, нужно заплатить разовый паушальный взнос (0,5–1 млн руб. в зависимости от предполагаемого количества заведений). Кроме того, покупатель франшизы должен будет ежемесячно отчислять владельцу бренда 4% от выручки. Развивать такого рода сотрудничество холдинг Шогрена пытался и раньше, но тогда франчайзинговая модель была для российских предпринимателей в диковинку. Сегодня же по франшизе в Новосибирске работает уже целый ряд заведений международных брендов: Subway, Cinnabone, Carl's Jr. и т.д.
Управляющий партнер компании «Яркая звезда» (российский франчайзи сети Carl's Jr.) Евгений Михиенко считает, что для NYP есть ниша, поскольку в сегменте недорогих простых пиццерий на российском рынке до сих пор нет крупного игрока (как McDonald's в сегменте бургеров): «Пиццерии NYP не требуют большого объема инвестиций и дорогих импортных полуфабрикатов, какие, например, используем мы, поэтому Шогрену будет несложно найти желающих купить франшизу».
Однако Михиенко сомневается в том, что NYP удастся когда-то повторить прежний успех. Сегодня на рынке совершенно иная конкурентная ситуация, и пиццерии Шогрена сегодня — это лишь один из многих вариантов «быстрой еды», так что за клиентов придется бороться, и одной старой славы здесь явно недостаточно, заключает ресторатор.
То, что ситуация поменялась, признает и сам Шогрен, однако он смотрит в будущее с оптимизмом. По его словам, заведения сети «на северах» — в Тюмени, Стрежевом (Томская область) — демонстрируют очень хорошие показатели, и франчайзи намерены расширить там свою сеть. Собственные заведения в этом регионе не прочь открыть и сам Шогрен.
Кроме расширения сети NYP предприниматель хочет вдохнуть новую жизнь и в другой свой бренд — «Кузина». По планам Шогрена, эта сеть должна превратиться в недорогие кондитерские с хорошим кофе, который можно будет купить навынос. Первое заведение обновленной концепции должно было появиться на ул. Советская еще в июле, однако там все еще идут строительные работы.
Стас Соколов
Фото автора