
Альтернатива автобусам у жителей только одна — электрички
Растущий жилмассив «Радуга Сибири» продолжает активно застраиваться: сегодня здесь активно растут три новые многоэтажки. Только в одном из домов микрорайона больше тысячи квартир. Но на всех жителей всего три автобуса, которые ходят по одному маршруту — старые пазики, которые заполняются под завязку всего на одной-двух остановках. Остальным жителям приходится добираться до электрички по «козьим тропам» и неосвещенным и опасным улицам. Корреспонденты НГС посмотрели, как выбираются новосибирцы из отдаленного района.
Узкие тропинки и переполненные пазики

Многие жители выбирают плохо освещенный путь до станции Ипподром
Дорога к «Радуге Сибири» ранним утром довольно пустынная, машины проезжают редко. Вдоль нее стоят фонари, но ни один не светит. Пешеходы в темноте рядком идут по узкой тропинке и сворачивают куда-то в поле. Никаких пешеходных переходов на будто заброшенной дороге нет.
Мы доходим до безымянной улицы между Порт-Артурской и Забалуева пешком — водителя с машиной пришлось оставить в пробке на Невельского. Там мы простояли полчаса из-за закрытого железнодорожного переезда, не выдержали и вышли из машины.
За ночь город засыпало снегом, и тропинки первые проснувшиеся вытаптывали заново. Они получились такие узкие, что двоим не разойтись — приходится отступать в сугроб.

Поворот на тропинку, которая ведет через поле на станцию, никак не обозначен знаками
Прослеживаем взглядом путь идущих навстречу жителей «Радуги Сибири». Оказывается, по полю жители жилмассива добираются до станции электрички Ипподром. Мимо нас проезжает переполненный пазик, который тормозит как раз у поворота на электричку — часть его пассажиров уходит в поле.
Таких пазиков в городе осталось совсем немного, и встретить их сложно. Но на «Радуге Сибири» их четыре — все они следуют по маршруту № 94 от школы № 221 на улице Забалуева, 100 до площади Маркса. Ходят вроде бы по расписанию, но, как признаются местные, иногда могут опоздать или выехать пораньше.

Утром автобусы № 94 ездят по два-три раза в час
В жилмассиве всего две остановки. Одна из них, «Радуга Сибири», находится на въезде, от станции Ипподром до нее идти 15-20 минут. На остановке в одиночестве стоит молодая девушка.
Дарья переехала в «Радугу Сибири» к своему молодому человеку около трех месяцев назад, до этого жила в Горском жилмассиве. Из дома сегодня она вышла заранее — автобус может приехать на десять минут раньше.
— Я не в шоке. Сама знала, на что иду, — комментирует сибирячка транспортную проблему.

Улица без названия не освещена, предупреждения о пешеходах на дороге нет
Часто Дарья заказывает себе такси, которое стоит 300–350 рублей. По ее словам, сложнее всего уехать с площади Маркса, а с 13 до 15 автобусы № 94 просто перестают ходить — у водителей обед.
Дорога возле забора

Тем, кто утром хочет выбраться из растущего микрорайона, приходится довольно много идти пешком
Вторая остановка находится возле новой большой школы № 221. Серое здание выглядит слишком большим для нескольких домов «Радуги Сибири», но сюда возят детей и из Балластного карьера — там школа давно переполнена.
Возле остановки у школы стоит больше десятка людей. Большинство выстроилось в ряд перед местом, куда пазик должен подъехать в 07:50.

Как рассказал местный житель Дмитрий, пазики бывают настолько переполнены, что жители ломают двери
На конечной остановке пассажиры забиваются в автобус. Жительница одной из соседних многоэтажек Полина рассказывает, что, хоть и живет рядом с остановкой «Радуга Сибири», ходит пешком к конечной, чтобы не ехать в переполненном автобусе. Иногда бывает, что на второй остановке сесть уже невозможно — люди просто не влезают.
— По утрам тяжело уехать. Иногда автобусы ломаются, рейс какой-то не приезжает. И людей очень много. У нас чат жителей есть, в котором публикуют актуальное расписание, — рассказала Полина.

Основная масса пассажиров собирается на остановке «Школа № 221»
До площади Маркса можно доехать за 30–40 минут, но это если нет крупных пробок. И если в чате предупредили, что какого-то автобуса не будет, — иначе можно потратить много времени в ожидании на остановке.
Жителям жилмассива годами обещают то пустить троллейбусы или большие автобусы, то построить трамвайные пути.
— Вроде как площадку расчищают для трамвайных путей. Не знаю, когда ее построят. Троллейбус наш обещанный, я так понимаю, по Станционной ходит и нас не особо касается, — рассуждает Полина.

На автобусе жители могут надолго встать в пробку из-за железнодорожного переезда на Невельского
Девушка слышала разговоры и про площадку для разворотов больших автобусов — это поможет заменить пазики на большие автобусы и даже пустить их с «Чистой Слободы».
— Я понимала, куда я еду жить, что с транспортом будут проблемы, поэтому не ною, езжу. Но так, конечно, очень много недовольных пассажиров. Особенно бабушки, мамочки с детьми, которые в поликлинику едут, — им это тяжело, — отмечает Полина.

Тропинка к станции Пригородный простор проходит через поле рядом со стройкой
Еще один способ выбраться из «Радуги Сибири» — уехать на электричке со станции Пригородный простор. Вот только дорогу к ней найти не так просто. Мы двигаемся в сторону станции, по пути встречаем молодого человека, который гуляет с двумя овчарками. Сам он по этой тропинке к станции не ходит, но показывает, что она идет вдоль строительного забора.
Здесь строят еще один жилой дом: по дорогам ездят небольшие тракторы, ходят мужчины в рабочих куртках. С другой стороны забора и света (фонари здесь освещают только стройплощадку) действительно есть тропинка.

В основном дорогу освещают теплицы
Идти по ней боязно: заворачиваешь за поворот, и там нет совсем никого. Дорога к Пригородному простору освещена теплицами. Другого источника света в 7 утра здесь нет.
У идущего навстречу нам мужчины с включенным фонариком уточняем еще раз дорогу и через какое-то время видим саму платформу. У электропоезда призывно открыты двери — отправление через шесть минут. Электрички с Пригородного простора ходят три раза утром и три раза вечером, опоздание может быть фатальным.

Электричка ждет бредущих через темноту и снег пассажиров
Водитель, который долго выбирался из пробки, ждет нас на парковке. Машину здесь, кажется, держать тоже бессмысленно: мы попытались уехать на автомобиле из «Радуги Сибири», но опять встали перед переездом на Невельского и там встретили рассвет. Путь до центра в итоге занял около двух часов, и большую часть времени мы просто стояли возле железнодорожного переезда.
Планы на 2030-й и ничья дорога

В «Радуге Сибири» уже сдали восемь домов. Судя по сайту застройщика, активно строят еще три дома
Местные жители постоянно обращаются в мэрию Новосибирска с просьбами решить проблему с транспортом в микрорайоне — ответы чиновников есть в распоряжении редакции. НГС также направил запрос в муниципалитет, но на момент публикации ответ не поступил.
— Запросы в мэрию писали о добавлении автобусов. Там ответы разные приходят: то дорога узкая, то «у вас электропоезд есть», то еще что-то. Отписки, в общем, обычные, — рассказал житель «Радуги Сибири» Дмитрий.
Была надежда на новую дорогу до «Чистой Слободы» — ее открыли в конце прошлого года, и пока она известна в первую очередь тем, что, когда автомобили съезжают с нее, то падают в кювет. Но в мэрии жителям ответили, что эта дорога не предназначена для пассажирского транспорта.

На маршруте № 94 только четыре маленьких автобуса
Раньше в микрорайоне была еще маршрутка № 12, которая ездила до вокзала Новосибирск-Главный, но около года назад перевозчик отказался от обслуживания маршрута. После этого на маршруте № 94 к двум пазикам добавили еще два. Правда, все они старые и постоянно ломаются.
Улучшение ситуации предусмотрено муниципальной программой комплексного развития транспортной инфраструктуры, которая рассчитана до 2030 года. За это время администрация хочет продлить трамвайные пути по улицам Титова и Дукача, а потом изменить действующую муниципальную маршрутную сеть.

Через соседний частный сектор местные жители ходят редко — там бывает страшно из-за собак
Другой вопрос, который интересует местных жителей, — это освещение безымянной улицы. Ее построил застройщик, но представитель Концерна «Сибирь» заверил НГС, что все дороги переданы в мэрию и ответственность за них теперь несет город. В региональной прокуратуре объяснили негорящие фонари тем, что в ЦОДД, который отвечает за эту дорогу, нет технической документации.
Что еще почитать по теме?
«Вас сюда силком не тащат»: жители «Радуги Сибири» откровенно поделились историями переезда на окраину Новосибирска.
Не пытайтесь покинуть Затулинку: новосибирцы вываливаются из автобусов в час пик — в мэрии придумали, что с этим делать.
«Можно писать поэму, как выбираться»: жители Нижней Ельцовки не могут дождаться автобусов — мэрия получила 46 жалоб.