«Сибирская продовольственная компания» (СПК) достигла уже, пожалуй, максимальной доли рынка в Новосибирске. Чтобы развиваться дальше, ей нужно расширять присутствие в других регионах и осваивать новые рынки. Для этого колбасный гигант не только расширяет производство, но и корректирует внешний вид своей продукции. На днях компания объявила о ребрендинге, на который намерена потратить порядка 30 млн рублей. Впрочем, как убедилась корреспондент НГС.БИЗНЕС, все изменения в «бренде» ограничились изменением цвета и коррекцией формы логотипа.
Справка: «СПК» основана в Новосибирске в 1994 году, входит в холдинг «Российские мясопродукты» (РМП) — один из крупнейших мясоперерабатывающих предприятий Сибири. Производственные мощности завода «СПК» позволяют выпускать до 100 тонн колбас и мясных деликатесов в сутки. В составе холдинга также работают Красноярская продовольственная компания, мясозаготовительные площадки в НСО (Черепановский и Краснозерский мясокомбинаты) и Республике Алтай (Соузгинский и Усть-Коксинский мясокомбинаты), торговые дома в Иркутске и Барнауле. Всего в ассортименте холдинга более 300 наименований колбас и мясных деликатесов под брендами «СПК», «КПК», «Мясоделов», «Дымки», «Сибирский стандарт».
В новой версии логотипа «СПК» исчезнет синий цвет, а щит, на котором изображен фирменный бычок, превратится в круг. Необходимость обновления фирменного стиля в компании объяснили планами расширения присутствия в тех регионах, где уже продается их продукция, и желанием выйти на новые рынки. В этом году на рестайлинг «СПК» намерена потратить 30 млн рублей.
«Доля рынка в Новосибирске у нас более 50 %. На сегодня с «СПК» мы связываем новые перспективы развития нашего бизнеса. В прошлом году мы закончили сделку по приобретению производственной площадки «Новосибирского мясоконсервного комбината» и начали ее активно осваивать», — рассказал генеральный директор и основной владелец «РМП» Виталий Штабный. По его словам, в этом году компания планирует увеличить свой оборот на четверть — с 9 до 12 млрд руб., выпустив на 3–4 тонны продукции больше — 40–45 вместо 42 в 2009 году.
А пока компания понемногу обновляет ассортимент, запустив летом линейку колбасок для жарки на гриле «Домашний гриль». В августе на прилавках также появилась линейка вареных колбас и сосисок «Домашняя кухня», а в сентябре будут выведены линейки полукопченых колбас «Фирменный стандарт» и серия ветчин «Европейский завтрак». Постепенно произойдет обновление оболочек традиционного ассортимента «СПК», который завершится до конца 2010 года.
«Рестайлинг обычно проходит незаметно для аудитории: приверженцы марки сохраняют лояльность автоматически, не осознавая, что внешний вид марки стал более современным.
Если об изменениях лого «СПК» не сказать, их никто кроме дизайнеров не заметит», — думает Евгений Папшев, директор одноименной студии.
Он считает, что новый логотип может увеличить продажи. «Потребитель отдаст предпочтение новому продукту, если он вызывает интерес и доверие. Попробует этот продукт. Сравнит его с тем, приверженцем которого уже является. Последующий выбор потребителя зависит уже только от результата этого сравнения, а не от лого», — объясняет эксперт.
По оценке холдинга «Сибирский Гигант» (магазины «Горожанка», «Мегас», «Гигант»), на сегодня три новосибирских лидера — это «СПК», «Торговая площадь» и «Кузбасский пищекомбинат». Из-за специфики самого продукта, являющегося скоропортящимся, больше всего едят колбасу, изготавливаемую внутри региона. Этим объясняется незначительное присутствие федеральных брендов в Новосибирске и местных производителей в регионах по другую сторону Урала.
Сейчас колбасы и деликатесы «СПК» продаются в Новосибирске и НСО, Алтайском крае и Республике Алтай, в Кемеровской, Омской, Томской, Читинской, Амурской областях, в Красноярском и Приморском краях, в Республике Саха (Якутия) и Тюмени. Гендиректор «РМП» Виталий Штабный поделился, что первым проектом по активному завоеванию нового рынка может стать Иркутск, где они рассматривают возможность размещения мясоперерабатывающего комбината мощностью от 500 до 1000 тонн продукции в месяц.
Директор по региональным закупкам «Ашан Россия» Татьяна Кузьмичева отметила, что в новосибирском гипермаркете у покупателей пользуются большим спросом колбасные изделия местных поставщиков. «Продажи от общего товарооборота сегмента по местным производителям составляют более половины», — говорит Кузьмичева.
В планах «СПК» к 2014 году увеличить долю на рынке Омской, Томской и Кемеровской областей, Алтайского края и Республики Алтай до 25 %. Сейчас, по подсчетам самой компании, ее доля в Кузбассе и на Алтае — 8 %, в Омске и Томске — 2–3 %.
Мясопроизводители уверяют, что затраты на ребрендинг и продвижение никак не отразятся на стоимости продукции, но признали свою зависимость от цен на мясо. «Если мясо вырастет в цене, то мы просто вынуждены будем корректировать цены на готовую продукцию», — говорит PR-менеджер холдинга «РМП» Анна Павлова. «Обычно цены растут с первого числа нового месяца, с 1 сентября роста цен на колбасу не было, — делится Мария Бей, менеджер по стратегическому маркетингу ТХ «Сибирский Гигант». — Предпосылки для роста всегда можно найти и, думаю, все вырастет, но пока сложно говорить о конкретных цифрах».
Елена Сафронова
Фото Стаса Соколова