
Многие новосибирцы жалуются, что долго не могут сдать экзамен в автошколах
Новосибирцы часто жалуются на качество обучения в автошколах. И если уровень преподавания теории будущих автовладельцев в основном устраивает, то практическими уроками многие недовольны. В России предложили создать единый рейтинг автошкол, который призван помогать будущим водителям с выбором места обучения. Корреспондент НГС опросила бывших учеников автошкол, преподавателей и инструкторов, а также автоэкспертов о плюсах и минусах новой инициативы властей, подробности — в материале НГС.
«Куда еще усложнять?»
МВД России выступило с инициативой создать единый реестр автошкол, предложив оценивать качество обучения по ряду показателей и формировать единый рейтинг на специальном сайте. Правительство идею поддержало, и сейчас идет законодательная проработка вопроса.
В Новосибирске, по данным 2ГИС, сегодня действует 224 филиала автошкол. Рейтинг у большинства из них высокий: бывшие ученики благодарят преподавателей и инструкторов за хорошую подготовку. В негативных отзывах чаще всего жалуются на недостаточное количество практики, плохое состояние автомобилей и незаинтересованность автоинструкторов в предоставлении знаний и практики, а также на большие отрезки времени между пересдачами экзаменов.

Многие новосибирцы, которые обучались вождению давно, довольны результатами
Корреспондент НГС направила запрос в ГАИ Новосибирской области с просьбой предоставить статистику по сдаче учениками новосибирских автошкол экзаменов и аварийности на дорогах среди водителей с опытом вождения менее года. Ответы мы опубликуем, как только получим.
Среди читателей телеграм-канала НГС есть те, кто проходил обучение в автошколе давно, и те, кто получал права в последние несколько лет. Судя по их отзывам, качество подготовки водителей в Новосибирске со временем снизилось.
Например, Ольга училась в автошколе в то время, когда в городе такое коммерческое учреждение было всего одно. Обучение длилось три недели, а экзамены дались легко.
«Дороги были свободны, машин было немного. Сдала с первого раза. Но все-таки настоящее обучение — опыт, приобретенный за время уже вождения», — рассказала сибирячка.

Те, кто учился вождению недавно, чаще сдавали экзамены с трудом
Екатерина за рулем почти 30 лет, училась в автошколе в 90-е. Обучение, по ее воспоминаниям, длилось несколько дней. Экзамен она тоже сдала легко — она уверена, что в первую очередь потому, что знания давали исчерпывающие, да и инспекторы были не слишком строгими.
Читательница с ником Hayakawa тоже с благодарностью вспоминает своих учителей из частной автошколы — приобретенный там опыт пригодился в будущем.
«Училась в 2012 году в небольшой частной школе, сам директор был инструктором, а жена его преподавала теорию. Учили как своих родных, всё всегда объясняли. Мне нравился подход инструктора: „Я покажу, как надо на экзамене и как в жизни делают“. Сразу готовил к реальности на дороге, ведь она далеко не такая, как на экзамене», — рассказала пользовательница.
Наталья получила права в 2021 году и столкнулась с определенными трудностями.
«Теорию хорошо преподавали, знания реальные оставались в голове. А вот практика была не очень — занятия с инструктором были раз в неделю, и практики лично мне, человеку, в семье которого не было машины и не с кем было потренироваться дополнительно, не хватало, — объяснила она. — Когда теорию сдала и осталась практика, намучилась, потому что после каждой пересдачи приходилось ждать по месяцу-полтора. Приходилось доплачивать за уроки с инструктором. Сдала кое-как с шестой попытки. На потоке была женщина, которая сдала с 17-го раза. Это ужасно».

Некоторым ученикам автошкол очень не хватает практики вождения
Жительница Новосибирска с ником Muskat призналась, что ей не повезло с инструктором, обучение оказалось стрессовым. На экзамен она пошла, только потому что супруг собрал ее и привез. Он же, по словам автомобилистки, и научил ее ездить на самом деле.
Олеся считает, что в нынешних условиях сдать экзамены становится всё труднее.
«Сейчас обучение стоит от 60 тысяч, вроде еще планируют поднимать. И планируется усложнять сдачу экзаменов. Непонятно, куда еще усложнять, у меня все знакомые не сдают подолгу. Даже тот, кто умел водить до обучения», — рассказала она.
«Не нужно делать супердостижения»
Преподаватель теории вождения Татьяна объясняет, что качество обучения зависит не только от преподавателей и инструкторов автошкол.
«Во многом успех зависит и от самих курсантов, от их включенности в процесс обучения, мотивации, целеустремленности. А также от инспекторов МВД, которые принимают практические экзамены, — объяснила она. — Я считаю, что создавать реестр бесполезно. Может, что-то в качестве подготовки водителей изменится к лучшему, но как можно делать какие-то выводы, если его пока нет? Нужно будет смотреть по ситуации».
Частный инструктор Карим (имя изменено по его просьбе) согласился, что проблемы с качеством обучения в автошколах есть, но поможет ли в их решении реестр, не уверен.
«Основная проблема — это большая конкуренция на рынке. Автошколы демпингуют, а за ту цену, которую платит конечный потребитель, никто качественно работать не хочет. Отсюда и соответствующее качество обучения в автошколах», — считает он.

Инструктор рассказал, что раньше им платили за хорошие результаты учеников, сейчас — нет
Его коллега, частный инструктор по вождению с 30-летним стажем Андрей (имя изменено по его просьбе) возразил: никакой конкуренции среди частных автошкол давно нет.
«Уже несколько лет конкуренция не имеет значения. Когда она действительно стала автошколы губить, директора научились договариваться, собрались и установили единые цены. Сначала это было 45 тысяч рублей за обучение, позже подняли — сейчас это около 60 тысяч», — отметил он.
Главная проблема, по его мнению, заключается в том, что современным инструкторам создали условия, при которых обучать учеников хорошо невыгодно. Если 30 лет назад у инструктора обучалось 10 человек и все они с первого раза сдавали экзамен, он получал премию, равную своей зарплате. Инструкторы были заинтересованы, чтобы ученики сдавали экзамены хорошо, подтягивали отстающих.
«Задача была подготовить человека, чтобы он вышел успешным. Экзамены сдавали, вечером довольные ученики накрывали стол, потому что экзамен был праздником. Сейчас экзамен — это просто трагедия для учеников, потому что из 25 человек пять сдали. Те, кто сдал, уходят, а инструктор остается со своей небольшой зарплатой. А как он может зарплату поднять? Если человек экзамен не сдал, то ему инструктор предлагает дополнительные занятия в три раза дороже той суммы, которую инструктор получает за одно занятие в автошколе. Не 400 рублей он за час получит, а, к примеру, 1500», — объяснил Андрей.
При этом, добавил он, несмотря на то, что в ГАИ есть автомобили для экзаменов, большинство учеников сдают на автомобилях инструкторов, а стоимость использования этих машин варьируется от 2500 до 4 тысяч рублей за 15 минут эксплуатации.
«Пришли сдавать 10 человек, к примеру, — по 2 тысячи сдали за машину. Инструктор за пару часов заработал 20 тысяч. И если они все не сдадут, значит, на следующей неделе снова придут и еще 20 тысяч заплатят», — пояснил Андрей.

Для многих сейчас экзамен по вождению — стресс и трагедия
По мнению инструктора, единый реестр автошкол не поможет отслеживать качество обучения в них. Автошколы различаются по количеству учеников, и те, где их больше, вероятнее всего, будут показывать худший средний результат.
«Есть федерального значения автошколы, у них по стране сотни классов, работают люди по франшизе. И как определить уровень той или иной школы, если, допустим, в одном городе они работают хорошо, а в другом — нет?» — рассуждает Андрей.
Кроме того, он не верит в то, что реестр станет реальным инструментом для учеников автошкол. Если вести его будет, к примеру, ГАИ, он может просто потеряться в большом потоке информации. Отдельный вопрос в том, насколько своевременно этот реестр сможет обновляться.
«Информация по статистике сдачи экзаменов по автошколам у инспекторов и сейчас есть, просто ее нужно публиковать, а не делать из этого какое-то супердостижение», — заключил автоинструктор.
«Идея хорошая»
Эксперты с преподавателями и инструкторами не согласились. Руководитель новосибирского регионального представительства Федерации автовладельцев России (ФАР) Вячеслав Ашурков, например, оценил идею как перспективную.
«Я бы еще включил в этот рейтинг обязательно информацию об учениках автошкол — о количестве выпускников, которые после обучения попадают в аварии или, наоборот, отличаются безаварийным вождением», — предложил он.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин с ним согласился, но считает, что обратить внимание нужно в первую очередь на качество преподавания в автошколах и на его долгосрочный результат.
«Конечно, нужны KPI эффективности таких организаций. Единственным KPI в данном случае может быть только и исключительно оценка аварийности выпускников, потому что если в KPI будет оценка успешности сдачи экзаменов, самыми успешными школами у нас будут те, которые лучше всего наладили связи с автоинспекцией, — сказал эксперт. — Наводить порядок в этой сфере необходимо, но уверен, что этот процесс будет мучительным, потому что автошколы усиленно сопротивляются этому».
Новосибирцы время от времени жалуются на городские автошколы: один из горожан заплатил 45 тысяч рублей за курсы вождения, но остался без практики. При этом замечания есть и у другой стороны: в колонке для НГС автоинструктор откровенно рассказал о том, что вынужден жить в режиме постоянных переработок из-за тех, кто мечтает получить права.