С 1 января 2025 году в России произошли значительные изменения в системе утилизационного сбора на автомобили. Это ощутимо повлияет на рынок новых машин. В прошлый раз индексация утильсбора прошла 1 октября 2024 года в среднем на 70–85%.
Утилизационный сбор — это обязательный платеж, включаемый в стоимость автомобиля. Его средства направляются на организацию и развитие системы переработки автомобилей, вышедших из эксплуатации. Кроме того, это одна из мер поддержки развития отечественного автопрома.
Повышение ставок вызвано развитием экологической программы по утилизации отслуживших автомобилей и попытками поддержать отечественный автопром. Увеличение ставок напрямую скажется на стоимости новых импортируемых автомобилей и должно простимулировать локализацию производства зарубежных машин в России. Перспектива долгосрочной индексации определена Минпромторгом России. Увеличение утильсбора станет ежегодной процедурой: индексация будет происходить каждое 1 января вплоть до 2030 года в среднем на 10–20%.
Итак, арифметика новых цифр утильсбора на ближайший год следующая: для автомобилей с объемом двигателя менее 1 литра ставка выросла на 30 000 и теперь составляет 180 200 рублей, с объемом от одного до двух литров налог увеличился на 111,2 тысячи и составит 667,4 тысячи, с объемом от двух до трех литров рост составил 312 600 рублей, а итоговый платеж — 1 875 400 рублей. Самые мощные автомобили наиболее ощутимо ударят по кошелькам: налог на машины с объемом от 3 до 3,5 литров вырос на 179 400 и составляет 2 153 400 рублей, а с объемом свыше 3,5 литров — 2 742 200 рублей, что на 457 тысячи больше чем в прошлом году.
Такой порядок цифр неизбежно влияет на стоимость автомобилей, ведь дилеры закладывают утильсбор в финальную цену. В целом, рост налога на сегодняшний день наиболее болезненно отражается именно на продавцах — тех, кто ввозит иномарки для реализации. Чтобы оправдать затраты им придется повышать цены, а это заметно снижает спрос. Льготных коэффициентов, которые предназначены для «физиков», ввозящих автомобиль с объемом до 3 литров для собственного пользования, рост пока не коснется.
Набирающих популярность «электричек» рост налога также коснулся, причем очень болезненно. Он увеличился в 20 раз — с 32 600 рублей до 667 400 рублей для новых и возрастом до трёх лет. Для электромобилей старше трёх лет утиль составляет 1,2 миллиона — это в 10 раз больше, чем в 2024 году.
Подорожание новых автомобилей определенно повысит спрос на автомобили с пробегом, однако здесь также возможен рост цен. Кроме того, емкость рынка подержанных иномарок тоже не бесконечна. Не исключено, что сложившаяся ситуация заставит российских автопокупателей более приветливо отнестись к отечественному автопрому.
Ранее мы рассказывали, как в прошлом году в Новосибирске подорожал бензин.