2024 год для новосибирских автомобилистов и автодилеров выдался, мягко говоря, непростым. Рынок буквально трясло и лихорадило на фоне роста ключевой ставки, из-за чего автокредиты стали недоступны, а повышение утильсбора добавило сложностей с доставкой японских и других зарубежных автомобилей через параллельный импорт. Почему автомобиль для новосибирцев в современных реалиях все чаще становится роскошью, а не средством передвижения, какие еще препоны пережили новосибирские автовладельцы за год и чего им ждать в следующем году — в нашем материале.
Рынок «постарел»
По данным «Авто.ру», картина по объему предложения на рынке новых автомобилей по итогам 2024 года оказалась довольно благополучная. Вариантов стало больше в два раза, и средняя стоимость машины упала сразу на 30% — до 3,7 миллиона рублей по сравнению с январским значением в 5,3 миллиона. Это, объясняют эксперты портала, в первую очередь обусловлено изменением структуры предложения: доля объявлений в сегменте от 1,5 до 3 миллионов рублей увеличилась с 15 до 46%.
Средняя стоимость подержанного авто в Новосибирской области по итогам 11 месяцев 2024 года составила почти 2,2 миллиона рублей, снизившись почти на 19% — с 2,6 миллиона рублей в начале 2024 года. Но изменения эти не радуют — просто на рынке за год увеличился возраст продаваемых машин. Объявлений о продаже машин старше 15 лет за год стало больше на 5%, а вот предложений о продаже трех–пятилетних машин, наоборот, убавилось на те же 5%.
Самый типичный автомобиль с пробегом, который сейчас продается в Новосибирске — кроссовер возрастом 14,5 года и пробегом 192 тысячи км. На вторичном рынке чаще продаются японские марки (54%), за ними идут немецкие (13,4%), а дальше — российские и корейские (по 9%). Доля китайских машин на вторичном рынке весь год была довольно низкая и держалась на уровне 3%. Впрочем, это только начало.
Руководитель новосибирского регионального представительства Федерации автовладельцев России (ФАР) Вячеслав Ашурков отмечает, что «старение» рынка связано с тем, что нет завоза новых автомобилей свежих марок, которые продаются на рынке б/у.
— Рост цен закономерен. Как в том анекдоте: «Походи по базару, поищи подешевле». Что делать, если машин просто нет? Такие сейчас реалии: хочешь купить хороший автомобиль — плати много денег, — считает спикер.
Он также подчеркнул, что емкость рынка подержанных автомобилей не вечная. Если нет ввоза новых машин, люди выбирают варианты из тех, что есть. Но рано или поздно рынок себя исчерпает.
— Уже сейчас сильно увеличился возраст продаваемых автомобилей. Если раньше средний возраст был порядка 15−17 лет, я думаю, сейчас уже 22 года и больше. Те, кто при деньгах, найдут возможность покупать, что хотят. А для простых людей желаемый автомобиль — это уже не средство передвижения, а роскошь. Хороший новый автомобиль сейчас стоит от 7−8 миллионов, — рассуждает эксперт.
«Китай укрепил позиции»
Эксперты сходятся в одном: китайский автопром продолжает захват российского рынка. Аналогичная картина и в Новосибирске. По данным «Авто.ру», от всех объявлений о продаже новых машин в регионе к началу декабря китайские марки заняли 89%, увеличив за 11 месяцев свое присутствие еще на 6%. Самым популярным типом остаются кроссоверы, занимающие 65% рынка. Второе место в январе 2024 года было за седанами, но к ближе к концу года их место заняли хетчбэки.
Вячеслав Ашурков уверен: для китайских поставщиков сегодня созданы все условия для развития.
— Китай еще сильнее усилил позиции и сильно увеличил линейку продаваемых автомобилей. Появились новые модели. Российское правительство, в общем-то, способствует тому, чтобы китайский автопром не имел конкурентов, так как параллельный импорт сейчас не выгоден — поднимают сильно ставки утильсбора постоянно. И как это еще назвать, если не «зачисткой поляны» для китайцев? — рассуждает эксперт.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин в свою очередь заметил, что перед финальным повышением утилизационного сбора поставщики китайских автомобилей привезли в Россию около полумиллиона машин.
— Они сейчас находятся на складах и их будут сейчас распродавать не спеша, потому что все следующие поставки будут намного дороже, и они будут менее конкурентоспособны, — отметил спикер.
При этом он рассказал, что в страну начались первые поставки «китайцев» с пробегом, но пока это пробные, «пристрелочные» партии.
По словам директора компании «Сибирь-Япония» Алены Гулиной, рынок «китайцев» с пробегом может закрепиться, так как резкий рост курсов валют охладил рынок японских автомобилей. Правда, с «японцами» ситуация тоже, вроде бы, выравнивается.
— Сейчас на японских аукционах цены пошли вниз. Это падение несколько нивелирует рост курсов, конечная цена не такая высокая. При этом рынок наполняют и продолжат наполнять и китайские авто, но как с ними будет ситуация дальше, сложится ли вторичный рынок «китайцев» — вопрос, — заметила Алена Гулина. — Если будут запчасти, и если эти машины ремонтопригодны, то вероятно, сложится — как сложился в свое время рынок японских автомобилей.
Популярность АВТОВАЗа
Выросли позиции на рынке автомобилей и у отечественных марок. В частности, их предпочитают как более дешевый аналог дорогим новым «китайцам». Но специалисты считают, что пока отечественный автопром не способен покрыть все потребности россиян.
— Помимо коллективного китайского импорта второй большой игрок на рынке сейчас — АВТОВАЗ. При этом они на свои же лоббистские усилия по повышению утилизационного сбора и цен отреагировали довольно слабо. Безусловно, будут повышать цены тоже, — уверен Антон Шапарин. — А пока продолжают жаловаться: им на этот раз не нравится тот объем автомобилей, который поставили из Китая. Автовазовцы с Китаем конкурировать не могут по качеству и функциям, и поэтому жалуются. Но в низовом ценовом сегменте АВТОВАЗ абсолютно доминирует: «Гранта» расходится очень большими тиражами несмотря на то, что это машина из глубоких 80-х — прямая наследница «Калины» и, соответственно, «восьмерки».
С ним согласен и Вячеслав Ашурков. Эксперт отметил, что громкие заявления о перезапуске бывшего завода Toyota в Санкт-Петербурге и выпуске русской Camry пока так и остались заявлениями — китайские партнеры отказались от сборки автомобилей Aurus.
В способности АВТОВАЗа закрыть все потребности россиян усомнилась и Алена Гулина.
— На мой взгляд, пока отечественный автопром не покрывает потребности рынка в разных автомобилях, и ввоз из-за рубежа не прекратится, несмотря на все сложности, — считает она.
Другие варианты
Интересно, что рынок иностранных некитайских авто существует, не смотря ни на что, но видоизменяется и приспосабливается к новым условиям.
— Для Новосибирска важную роль играют японские поставки — в городе много машин с правым рулём, большое количество потребителей к ним привыкли. Поставок из-за санкций в верхних ценовых сегментах стало меньше, а вот маленькие кей-кары (японская категория малых транспортных средств, в том числе легковых автомобилей. — Прим. ред.), коробочки с малюсенькими движочками, из Японии довольно большим потоком продолжают идти, — объяснил Антон Шапарин.
При этом весь «премиум», заметил эксперт, в последнее время идет с корейского рынка.
Повышение ставки
На фоне увеличения веса «китайцев» на рынке еще одной тенденцией эксперты называют повышение ставки рефинансирования Центробанка — она, в свою очередь, сильно влияет на автокредитование.
— Покупка авто в кредит стала еще более невыгодной. Согласитесь, отдавать 40% в год — это неприлично много. Поэтому покупают люди чаще всего машины за свои кровные. Ну, либо часть автокредита берет на себя продавец, то есть автосалон — такое тоже встречается, потому что автосалоны торгуют не в убыток, — рассказал Вячеслав Ашурков.
При этом сильно ударили по рынку японских автомобилей не только высокие ставки по кредитам, но и привлекательные условия по вкладам.
— Люди, у которых нет срочной необходимости в покупке машины, приняли решение подождать и пока заработать на высокой ставке, — подметила Алена Гулина.
Фатальный удар по импорту
Одним из главных фатальных событий 2024 года эксперты все же считают повышение утильсбора: первое произошло в октябре 2024, второе вступит в силу с 1 января 2025 года. При чем с 1 октября 2024 года утильсбор проиндексировали сразу на 70–85%. Например, для новых легковушек с объёмами двигателя 1–2 л с 1 октября он поднялся до 556 тысяч рублей, а с 1 января вырастет еще на 10–20% — примерно до 667 тысяч.
— Люди, во-первых, удовлетворяли отложенный спрос в 2024 году и покупали автомобили за предыдущие годы низкого спроса. Во-вторых, люди видели две шоковые волны повышения утилизационного сбора и вынуждены были реагировать на каждую из этих волн, и мы увидели всплески этих покупок. Дальше на эти волны реагировали и поставщики. Финальное повышение утилизационного сбора нанесет фатальный удар по всему импорту, — уверен Антон Шапарин.
Алена Гулина добавила, что этим летом предприниматели пережили рост цен на аукционах Японии и даже дефицит популярных моделей, а затем произошёл ощутимый спад.
— Спад мы ощутили как по заказам автомобилей, так и по продажам машин в наличии — и с пробегом, и без пробега. После поднятия утильсбора рынок встал, но, я думаю, не сам утильсбор так повлиял — скорее, до его поднятия были инфляционные ожидания, и люди старались успеть купить машину, хотя для физических лиц утильсбор остался прежним, — рассуждает автоэксперт.
«Паленые» запчасти
Нередко продавцы накручивают цены на запчасти без видимых на то причин, из жажды выгоды. При этом за год запчасти не слишком подорожали, так как основной рост цен произошел в конце 2022 года и в 2023 году.
— Рост сейчас связан только с курсом рубля и доллара и с жадностью тех продавцов, которые хотят получить дополнительную прибыль. Очень многие продавцы автозапчастей и масел пользуются любой возможностью, чтобы задрать цены, — отметил Вячеслав Ашурков.
Еще одним негативным трендом эксперты назвали большое количество поддельных запчастей. Но главное, что они в принципе есть — в этой части параллельный импорт работает стабильно.
— Но часто под видом параллельного импорта приезжают «паленые» запчасти в огромных количествах. Сейчас главная задача — не в том, чтобы найти запчасти за приемлемые деньги, а в том, чтобы не купить подделку. Как с этим бороться, никто не знает. У государства действенных инструментов пока нет. Проблема фатальная, — говорит Антон Шапарин.
«Убийство» рынка электрокаров
Также специалисты отметили, что в регионе и в стране в целом упала популярность электромобилей.
— У многих россиян отпало желание пользоваться электрокарами, потому что утильсбор на них с 1 января 2025 года вырастет в 20 или 30 раз (коэффициент сбора увеличат с 1,63 до 33,4. — Прим. ред.). Да и такие машины не совсем удобны: чтобы заправить, нужно ждать ночь, инфраструктуры ноль, — объяснил Вячеслав Ашурков. — Спрос на электрокары у нас в стране пока можно назвать штучным, учитывая, какие препоны для растаможки вводит наше правительство.
Что с бензином?
На фоне общего роста цен на автомобили, запчасти и кредитование растет и стоимость топлива. При этом каким бы ни был доллар, ниже пройденной границы цены на топливо не опускаются.
— Доллар прыгает туда-сюда. Если вверх, сразу задирают цены в стране на все, в том числе на бензин и запчасти. Когда доллар падает, цены стоят на месте и не снижаются, — сетует президент регионального ФАР.
Перспективы
По мнению экспертов, нас ждет дальнейшее увеличение утильсбора, сохранение высоких ставок и, соответственно, дальнейший рост цен на машины.
— Из хорошего, наверное, то, что мы в 2023 и в 2024 годах уже как-то научились жить в этих реалиях. Но дальше будет тяжелее. Будем как-то выживать, — смиренно говорит Вячеслав Ашурков. — Тенденция на то, что автомобили становятся не средством передвижения, а предметом роскоши, продолжится, но на фоне удорожания цен за проезд на такси и в общественном транспорте и с учетом повышения комфорта с точки зрения мобильности, содержание своего автомобиля уже не выглядит таким дорогим.
Эксперт также напомнил о повышении сумм штрафов за многие нарушения ПДД, которые приняла Госдума в конце года, и понижение процента скидки за своевременную уплату штрафа с 50 до 25%. Скорее всего, по мнению Вячеслава Ашуркова, в середине 2025 года новосибирцев вновь ждет повышение тарифов на страховку ОСАГО — это следует из роста инфляции и очередного вхождения региона в пятерку лидеров по большим выплатам по ОСАГО.
Антон Шапарин убежден: все существующие реалии на рынке машин только усугубятся.
— Все прогнозы экономистов говорят об этом. Мы будем видеть дорогие автомобили, которые будут недоступны для абсолютного большинства, — считает Антон Шапарин.
Зато к весне, как считает Алена Гулина, рынок конкретно японских авто немного «оживет».
Ранее НГС писал о том, что как новосибирцы украшают автомобили к Новому году. Таких креативных автомобилистов в городе много.