В начале ноября мы сообщали, что по жалобе читателя NGS.RU администрация Дзержинского района Новосибирска отказалась штрафовать водителя, который поставил машину на газон. В отказе была представлена интересная формулировка: «Указанное правонарушение не создает непосредственную угрозу жизни и тяжкого вреда здоровью граждан». Мы спросили мэрию Новосибирска, что это значит, а чиновники нам ответили. Далее — подробнее о том, как парковаться на газоне и не платить.
Есть такой писатель Григорий Остер, и у него есть книга «Вредные советы» — там детям доходчиво разъясняется, как «надо делать» — то есть на самом деле как не надо. Мы составили материал в таком же стиле: как парковаться на газоне, чтобы тебе за это ничего не было.
Для начала ознакомьтесь с нашим предыдущим материалом — читатель NGS.RU сфотографировал машину нарушителя на газоне и отправил жалобы властям. Но в администрации Дзержинского района Новосибирска, которая по закону должна заниматься административным преследованием таких нарушителей, ответили, что наказать автовладельца «не представляется возможным, поскольку указанное правонарушение не создает непосредственную угрозу жизни и тяжкого вреда здоровью граждан».
Из ответа администрации напрашивается вывод: оказывается, можно много где незаконно и при этом безнаказанно парковаться, главное чтобы это не создавало угрозу жизни — на тех же газонах, под запрещающими знаками, поперек разметки.
Мы запросили вышестоящую организацию — мэрию Новосибирска — и там подтвердили, что да, действительно, по указанному случаю нет оснований «для проведения контрольного мероприятия», а значит, и наказать невозможно. Всё дело, как оказалось, в обычной бюрократии, как объяснил NGS.RU независимые эксперты. Вот фрагменты ответов юристов мэрии города с некоторыми сокращениями:
— «Согласно ст. 28 КоАП РФ (в редакции, действовавшей до 25.07.2022) одним из поводов к возбуждению административного дела являлось непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
— 25.07.2022 вступила в силу новая редакция ст. 28.1 КоАП РФ, согласно которой дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом.
В переводе на язык обычного человека это означает, что для наказания по закону нужно было бы найти предполагаемого нарушителя и провести с ним некие процессуальные процедуры. Но с недавних пор по таким мелким делам нет оснований проводить контрольные мероприятия:
«Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 с 24.03.2022 введены ограничения на проведение контрольных (надзорных) мероприятий. ...Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно по перечисленным в Постановлении основаниям: при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, при непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства, при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера и тому подобное».
Теперь же понятно, к чему клонят юристы мэрии — чтобы наказать нарушителя, нужно провести внеплановое контрольное мероприятие, но оснований его проводить нет. Действительно, какую угрозу жизни или обороноспособности страны может представлять машина на травке.
— Такой ответ дали чисто по формальным основаниям. Если захотеть, то можно отказать в возбуждении дела об административном правонарушении. Это вопрос желания, скажем так. Можно и сейчас, если человек хочет просигнализировать, привлекать [к ответственности], ничего не изменилось. Сейчас современные метаданные, которые при каждом снимке присутствуют, позволяют и место правонарушения идентифицировать, и время, — говорит адвокат коллегии «Инюркон» Денис Садовский.
— Я думаю, какую-то ахинею просто написали, лишь бы что-нибудь написать. На самом деле, конечно, не только при угрозе жизни они проверку должны проводить, а в принципе по факту нарушения законодательства. Я бы на месте гражданина написал жалобу в прокуратуру, — отмечает руководитель новосибирского регионального представительства Федерации автовладельцев России Вячеслав Ашурков.
Между тем по логике властей Новосибирска горожане сейчас могут свободно парковаться на газонах: тихо, спокойно, не создавая угрозы жизням людей. Эвакуация за это не предусмотрена (ГИБДД, согласно КоАП, не занимается газонами в принципе), положен лишь штраф 1–2 тысячи рублей. Вероятность его получить, как оказалось, ничтожно мала.
Учитывая сокращающееся парковочное пространство в Новосибирске, перекрытия улиц, перевод бесплатных мест в платные, газон — это отличный вариант пристроить машину. Только действуйте аккуратно: автомобиль всеми 4 колесами должен быть на газоне — если хоть одно колесо будет на тротуаре, наступит зона ответственности ГИБДД с возможной эвакуацией.
Но не забывайте — стоянка на газоне была и остается нарушением законодательства РФ. Кроме того, такая стоянка — фактически наиболее вредная из всех способов неправильной парковки, ведь разрушаются зеленые насаждения, поднимается пыль, визуально город превращается в месиво из грязи.
— Это в любом случае правонарушение, однозначно. Инструмент имеется — это закон, процессуальные процедуры тоже предусмотрены. Как мы знаем, в некоторых городах используют специальное приложение, также гражданские активисты могут об этом сигнализировать, — объясняет Денис Садовский.
— На самом деле нет ничего сложного в том, чтобы привлечь нарушителя к ответственности. Чтобы штрафовать, нужно иметь «ратишников» (сотрудники районных административно-технических инспекций), которые бы это фиксировали и потом просто направляли бы материалы для составления штрафов. Конечно, за такие нарушения необходимо наказывать, — заключает Вячеслав Ашурков.
Правильно власти не стали наказывать за нарушение?