Сегодня на НГС — история «Запорожца» ЗАЗ-965, который в народе прозвали «горбатым». Эта машина 1967 года выпуска из коллекции Евгения Кириллова, она находится не в идеальном выставочном состоянии, но еще ездит и радует окружающих своим небесным цветом и забавной внешностью. Подробности — в материале Дмитрия Косенко.
ЗАЗ-965 — крохотный городской автомобильчик эпохи 60-х, сконструированный по мотивам итальянской модели Fiat-600. Заднеприводное шасси, заднее расположение двигателя с воздушным охлаждением мощностью 23 л.с., 600 килограммов массы. И конечно — двери, распахивающиеся против хода движения.
К Евгению автомобиль попал 15 лет назад. Новосибирец купил его в плачевном состоянии и принял решение восстановить с использованием исключительно оригинальных деталей.
— Эта машина, как все раритетные машины, будешь искать — не найдешь. Только случайно. Я искал одно, а случайно нашел другое — тоже меня прельстило, что на ней стоят старые номера. Покупал я у молодого парня, он взял её, но запал быстро закончился, и он не стал ее восстанавливать.
В 60-х автомобиль принадлежал ветерану войны, который в те годы являлся дружинником — в машине так и сохранились свисток и повязка с надписью «Дружинник ГАИ УВД Новосибирского облисполкома».
— Ветеран войны, у него была сначала инвалидка, а потом на работе дали ему «Запорожец», позволили купить. В те годы вообще было престижно иметь машину.
Чтобы автомобиль оставался в заводском состоянии, Евгению приходилось приобретать еще несколько машин-доноров и снимать с них оригинальные детали.
— Крылья передние поменяны полностью, вся морда поменяна. У меня сейчас документов на пять, наверное, «Запорожцев». Один купил только из-за того, что у него были новые крылья, новая морда.
— Здесь пол полностью был провален, он так прогнил, что даже педалей не было. Я когда сунулся, мать честная, педалей нету. А пол выгнил, и все вывалилось вместе с педалями. Я вот еще один «Запорожец» покупал, педальный узел с него взял. Полностью все приварили, всё поставили.
Мотор оставался в достаточно приличном состоянии. Но кое-какие ремонтные работы с ним все равно провели.
— Двигатель ремонтировали, поменяли кольца, вкладыши. Цилиндры были нормальные, сделали профилактику.
— По ходовой все разбиралось, все делалось. Тяги рулевые, диски, колпаки вот эти надо было найти, отполировать, чтобы они блестели. Резину искал, чтобы она была вся заводская. Кое-где еще есть у коллекционеров. Резина вся родная стоит, какая положено.
— В салоне все предельно просто, без всяких излишеств, все по-спартански. Весь салон заводской, ничего не перешивалось, ничего не делалось. Специально искал обшивки — еще один «Запорожец» купил.
— Задние фонари тоже большая проблема была найти. Нашел дедушку, у которого они вообще были новые, лежали. Видите, раньше был дефицит запчастей, но люди умудрялись где-то что-то доставать, и всё это лежало в гаражах. Машина новая, но на неё люди уже заранее находили детали. Запчасти дарили на день рождения, это считалось хорошим подарком. Люди создавали себе запасы, это была своего рода валюта, крепче, чем сейчас доллар.
Когда попадаешь в салон «Запорожца», первым делом удивляешься, какой же он крохотный. Автомобиль, наверное, вдвое уже, чем обычные современные машины.
— Конечно, после импортных машин садишься, и первое впечатление — мать честная, как же наши деды и отцы на них ездили. Какой надо было подвиг совершить, машина могла сломаться в любой момент. Раньше 10 тысяч пробега это уже считалось приличным пробегом. Почему люди в гаражах пропадали, потому что надо было постоянно что-то подкручивать.
— Управлять не тяжело. Садишься, ощущается, что машинка нежная, слабенькая. Здесь ты едешь и своими ногами, руками всё ощущаешь, каждая кочечка, удар какой-то. Контакт с дорогой у тебя больше ощущается.
«Горбатый» конечно вызывает улыбку и умиление, это трогательный смешной автомобильчик давно ушедшей эпохи.
— В основном ты видишь ощущения людей, которые вокруг тебя. Это машина — праздник, специально ее второй раз покрасили посветлее в такой нарядный цвет голубенький, цвет неба. Люди, когда видят, начинают улыбаться!
На каких ещё машинах ездят читатели НГС
Антон приделал на свой Suzuki Carry ковш для расчистки снега и теперь не зависит от дорожников.
Никита ездит на «Мерседесе» 1985 года выпуска, он рассказал, сколько тратит на ремонт. Смотрите на крепкого «немца» здесь.
Мирон Медведев владеет электрокаром Nissan Leaf и экономит на бензине по 10 тысяч рублей в месяц. Обзор машины можно увидеть здесь.
Виктор Бубенщиков за 15 тысяч купил 21-ю «Волгу» 1965 года и ездит на ней на работу. Посмотрите, как круто выглядит его машина.
Новосибирец Семён владеет лимузином, который снимался в «Улицах разбитых фонарей». Теперь ретроавто катает невест за 2000 рублей в час — почитать про него можно тут.
А Евгений Буцкий каждый день ездит на 34-летнем Toyota Crown — смотрим на отличный Toyota Crown 1985 года выпуска.