Ценитель нанотехнологий Анатолий Чубайс не без помпы представил публике новый тип транспортного средства — смартджет, производство которого освоила компания с российскими корнями UJET. Чем смартджет отличается от «Ё-мобиля», разбирался наш сайт.
![Мопед чубайсов: подопечные Роснано начали выпуск революционных смартджетов Легкий электроскутер имеет складную конструкцию. Проект UJET инициирован компанией OCSiAl, которая входит в портфель Роснано | Источник: UJET](https://n1s1.hsmedia.ru/d4/a7/b3/d4a7b3a14a29846afe30b753c39dc51d/656x431_1_a979b0c91480522512df4abab1bdb70e@1000x656_0x7d93S3b0_9558678370490453747.jpg.webp)
Что такое смартджет
Это разновидность электроскутера с мотором мощностью 4 кВт, массой около 40 кг и пробегом на зарядке до 150 км.
Создатели упирают на два главных плюса. Во-первых, UJET можно сложить и катить за собой наподобие чемодана, аккумулятор же и вовсе съемный: так его можно подзарядить, а заодно снизить риск кражи скутера. Во-вторых, по заявкам производителя, он является наиболее экономичным транспортом из когда-либо изобретенных и по удельным затратам энергии на перемещение одного пассажира превосходит и автобусы, и метро, и даже велосипеды.
Несмотря на российские корни, аппарат создавала интернациональная команда: идеи — российские, инжиниринг — немецкий, дизайн — итальянский, маркетинг — французский.
![Одна из особенностей смартджета: колеса без ступиц и электромотор массой менее 2 кг, вмонтированный прямо в обод | Источник: UJET](https://n1s1.hsmedia.ru/8d/cc/6d/8dcc6dc9d9cac6b369dd785ad6b517db/656x542_1_a4f648f7cff18bdc7c9acc4eeea93530@1000x826_0xP2DycGNQ_1067003106880433215.jpg.webp)
Эхо «Ё-мобиля»
Читая о смартджете UJET, невозможно избавиться от ассоциаций с «Ё-мобилем», который тоже щеголял забористым брендом и озадачивал щедростью «предвыборных обещаний».
У истоков проекта UJET стоит компания OCSiAl (входит в портфель Роснано), специализация которой — производство углеродных нанотрубок. Нанотрубки — один из самых прочных материлов, который в чистом виде превосходит по удельной прочности сталь примерно в 20 раз. Нитями, сплетенными из таких трубок, армируют пластиковые компоненты.
Проект UJET зародился в качестве витрины достижений «нанотрубщиков»: отдельные части UJET сделаны из полипропилена, армированного углеродными трубками. Применяется материал и в других компонентах смартджета, например, в шинах, а со временем — и в аккумуляторах.
![По мобильности UJET близок к велосипедам, по динамике и пробегу на одной зарядке — к скутерам | Источник: UJET](https://n1s1.hsmedia.ru/f4/41/46/f44146cfe51c190749b3696d78e1dc00/656x345_1_11c8123884e27a101e7761846ab9a413@1499x787_0xPasLpsFf_7651500789258980367.jpg.webp)
Вместо классической для скутеров подвески UJET использует резинометаллические торсионы, электромоторы встроены в ободы бесспицевых колес, а сиденье и аккумулятор являются единой съемной деталью, выполненной в виде чемодана с ручкой.
Пробег на одной зарядке заявлен на уровне 70—150 км в зависимости от батареи, что позволяет дистанцировать UJET от более легких электровелосипедов, которые обычно проезжают на зарядке до 30-50 км.
Для идентификации владельца используется смартфон, в сам скутер интегрированы все телекоммуникационные платформы, плюс ко всему — голосовое управление.
![Три года назад мы тестировал один из самых креативных видов персонального транспорта — моноколесо массой 11 кг, которое позволяет ездить скоростью неспешного бега и даже перепрыгивать препятствия. Но для этого нужна сноровка | Источник: Александр Дыбин](https://n1s1.hsmedia.ru/a3/dc/5f/a3dc5fb706e8db7dde9afb8da9836f2d/656x492_1_66b32c578370a4575953af709249c591@1024x768_0xVLKQ9tvH_0723371532200414984.jpg.webp)
Так ли нов UJET
Если закрыть глаза на технический креатив, жизнеспособность которого пока не подтверждена, UJET является промежуточным вариантом между электроскутерами и электровелосипедами.
Тема отнюдь не нова, и, например, в Китае поголовье электробайков превышает 200 млн единиц. Зачастую они легче, чем UJET, что облегчает переноску, поэтому сам по себе акцент на низкую массу нельзя считать безапелляционным достоинством.
![В России электробайки непопулярны, потому что у нас велосипед — средство досуга и фитнеса, а не транспорт. Но в Китае такие аппараты пользуются бешеным спросом | Источник: Андрей Винников](https://n1s1.hsmedia.ru/6a/b4/d7/6ab4d7c6b7e0e5da9c2a4a37e736773f/656x492_1_e516aa45700b23efeb15e3c9a844e4ea@1024x768_0xim6bElRf_4342879537339663385.jpg.webp)
Создатели UJET делают упор на сочетание плюсов электровелосипеда и скутера. Но оправданность таких заявлений будет понятна после реальных тестов, которые подтвердят пробег в 100+ км на одной зарядке и значительно лучшую динамику, чем у электровелосипеда.
При этом необходимость в столь долгих пробегах для скутера не вполне очевидна: 30 километров, что способен проехать на электротяге велосипед или гироскутер, вполне достаточны для ежедневных разъездов. Ехать же в соседний город на UJET решится не каждый.
![Компания Segway — один из популяризаторов идеи персонального электротранспорта, сегодня предлагает широкий ассортимент гироскутеров и электровелосипедов | Источник: Segway](https://n1s1.hsmedia.ru/96/cd/39/96cd39031b86ba9454f384a9c2bb9edd/656x438_1_c88492746303824eb4bb1b29d28eb2d3@1660x1107_0xtRF4umnj_8859207336827408306.jpg.webp)
Перспектива есть
И все же UJET не безнадежен, потому что рынок для таких аппаратов существует: взять хотя бы Юго-Восточную Азию и Европу, которая одержима грезами о «зеленых» видах транспорта. Продажи UJET начнутся в европейских странах от Монако до Германии, затем на очереди Азия, о перспективах в России пока не сообщается. Критиковать UJET за непригодность к зимней эксплуатации нельзя — он для нее не предназначен. Но даже в Европе, не говоря о Китае и Таиланде, на таких аппаратах ездят по 9 месяцев в году.
Если создатели подтвердят заявленные показатели, смартджет станет удачным компромиссом между более громоздкими электроскутерами и небыстрыми электровелосипедами.
Спрос на подобный транспорт могут усилить «зеленые» европолитики, под давлением которых несколько стран Европы (Германия, Норвегия, Дания, Британия) уже поклялись отказаться от классических машин с ДВС к 2030–2040 годам. В целом смартджет выглядит удачным форматом для одного из видов транспорта будущего.
И не забудем основную цель проекта: продемонстрировать плюсы материалов на основе углеродных нанотрубок.
Смартджет или ё-джет?
Одного технохайпа недостаточно: многое зависит от цены изделия, а она вызывает икоту — от 7900 до 8500 евро! Это больше, чем в Европе просят за базовый Renault Sandero, не говоря о более очевидных конкурентах, вроде гироскутеров и классических мопедов.
Неудивительно: технический креатив плохо влияет на себестоимость из-за невозможности использовать массовые компоненты. Армированные углеродом пластики пока слишком дороги для массового производства, поэтому в автопроме используются преимущественно в автоспорте, в ограниченных объемах — для производства премиальных автомобилей, например, BMW 7.
Иллюзий нет: продукт сразу позиционируется, как премиальный, и успех продаж будет зависеть оттого, станет ли он элементом лайфстайла, как те же айфоны, на которые любят равняться создатели смартджета.
Годовой объем выпуска - 32 тысяч смартджетов. Вроде бы в одном только Китае продается по 10 млн подобных аппаратов в год, но цена сразу отсекает рынки, вроде китайского.
Есть и вопросы к технической части, например, масса наиболее емкой батареи — 17 кг, то есть больше, чем у автомобильного аккумулятора. Много ли найдется желающих переть на себе 17 кг для регулярной подзарядки? Впрочем, развитие электрозаправок в Европе может нивелировать эту проблему.
Тем не менее пожелаем проекту удачи, если не в коммерческом плане, то хотя бы в научно-прикладном: отточив технологию массового производства деталей, армированных нанотрубками, можно найти им массу применений и помимо складных мопедов.
Верите ли вы в проект UJET?
Артём Краснов
Фото: UJET