
Поводом для написания данной статьи послужили поправки в п.12.2 ПДД, которые вступили в силу с 15 апреля 2015 года. Сравните со старой редакцией.
Смысл поправок: на местном уширении проезжей части ставить автомобили на стоянку теперь разрешается только параллельно краю проезжей части. Под углом ставить машины разрешается только при наличии соответствующих знаков.
Что получается? Вы приехали в свой любимый магазинчик, перед которым есть стоянка, примыкающая к дороге, знаков никаких нет, и теперь на ней автомобили можно ставить только параллельно краю проезжей части? Да это издевательство! Туда поперек войдут 5 машин, а повдоль – две. У соседнего магазина на стояночке еще и деревья растут, туда повдоль и не заехать.
Стоп! Вы много видели проезжих частей с деревьями? Значит, здесь речь идет о стоянке как о прилегающей территории.
Где проходит грань между местным уширением проезжей части и прилегающей территорией?
Начнем с азов. Дорога – достаточно сложное инженерное сооружение. Выделю два ключевых момента. Во-первых, дорога должна выдерживать вес большегрузов во время их движения. Во-вторых, замерзающая и оттаивающая вода, находящаяся как в самом слое асфальта, так и попадающая под него, приводит к его разрушению. Отводу воды уделяется большое внимание. Потому вне населенных пунктов справа и слева от дороги обязательно располагают кюветы или иные водоотводные сооружения. В населенных пунктах используют ливневую канализацию, которую располагают под дорогой.
Как следствие, дорога – удовольствие дорогое. И в свое время, экономя средства, понастроили дорог, без расчета на будущее увеличение количества и веса автомобилей. Потому, например, ширины края проезжей части, который немного залезает на обочину и правильно называется «краевая полоса», уже недостаточно для защиты кромки проезжей части от разрушения.
Что предлагают в этом случае нормативные документы? «Краевые полосы можно создавать путем соответствующего уширения проезжей части и нанесения сплошной линии разметки вдоль кромки».
То есть уширением проезжей части создают обочину, которая проезжей частью не является, и уширение проезжей части, которое перестает быть собственно проезжей частью, – нормальное явление.
А что там у нас в документах на счет элемента дороги, предназначенного для стоянки?
«Стояночная полоса – укрепленная часть поверхности земляного полотна, предназначенная для остановки и стоянки на ней транспортных средств, обозначенная специальными дорожными знаками».
Обратите внимание: стояночная полоса – элемент дороги, расположенная на одном полотне с дорогой, том самом очень дорогом удовольствии, с которого отводят воду, и по которому ездят большегрузы. Это – не прилегающая территория.
Понимаю, для ГАИ или судей мои рассуждения – пустой звук. Им нужно пальцем ткнуть в какой-нибудь нормативный документ, где прямо написано про разницу между уширениями и прилегающими территориями. Нет проблем: «Площадки для остановки и стоянки автомобилей» – оборудованные площадки или уширения проезжей части для остановок и кратковременных стоянок автомобилей у объектов дорожного сервиса, историко-архитектурных комплексов и других привлекательных для участников дорожного движения мест с систематической остановкой автомобилей», – п.3.22 ГОСТ Р 52765-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация».
Вот и пришли к заключению. Уширение проезжей части для стоянки автомобилей хоть под названием «Стояночная полоса», хоть под названием «Площадки для остановки и стоянки автомобилей» – это часть дороги. Туда же можно отнести и «Дополнительные полосы», которые могут использоваться под стоянки. И в документации на дорогу (проектной или эксплуатационной) уширение будет отображено.
Как визуально уширения и прилегающие территории отличить друг от друга? Прочитайте еще раз определение стояночной полосы внимательно. Знак «Парковка (парковочное место)» – обязателен. Нет знака – прилегающая территория.
Если знак имеется, смотрите, как он расположен. Чтобы снять все вопросы, привожу рисунок, как организуются стоянки на дополнительных или стояночных полосах.

Обратите внимание на длину участка.
Любое иное расположение знака или меньшая длина участка говорят о стоянке как о прилегающей территории.
В свете сказанного становится абсолютно понятной и новая редакция п.12.2 ПДД. Знак на местном уширении устанавливается всегда. Если под ним нет таблички «Способ постановки на стоянку», то ставим автомобили параллельно краю проезжей части. Есть табличка – ставим, как предписано.
Если речь о стоянке перед магазинчиком, с деревьями или без них, то она как была стоянкой, то есть прилегающей территорией, так и останется. И никто вас за парковку хоть вдоль тротуара, хоть поперек, хоть елочкой, хоть лесенкой не накажет. Только ставьте автомобили так, чтобы и остальным место оставалось.
PS Первые читатели статьи задали вопрос: водитель заехал на какую-то стоянку, выскочил инспектор ГАИ, заявил, что здесь тротуар, и выписал штраф. Что делать?
Ответ: тротуары приподнимают над дорогой на высоту 15 (12) см, чтобы во время дождя пешеходы не ходили по проезжей части. Если вы туда заехали, то что-то уже не так. И задайте инспектору вопрос: чем знак «Пешеходная дорожка» отличается от знака «Пешеходная зона»? Ответ ищите в ГОСТ 52289-2004.